Найти в Дзене

Как Хэви-Метал получил своё название - Поучительная история

Оглавление

Давно я вас не баловал переводами, так что держите фундаментальную статью о том, откуда у хэви-метала взялось такое тяжёлое и металлическое погоняло.

Об авторе: Дина Вайнштейн(Deena Weinstein) - профессор социологии католического университета ДеПола (Чикаго). Предмет ее исследований - популярная культура, а узкая специализация - хэви-метал, к которому у Дины интерес не только академический, но и личный, поскольку она является ярой поклонницей данного стиля, и кожаных косух в ее гардеробе не меньше, чем деловых костюмов.

Дина Вайнштейн
Дина Вайнштейн

Статья довольно объемная, поэтому публикация будет в нескольких частях. Местами она несколько академична - автор все-таки профессор и доктор наук, но по сути- это настоящая детективная история, показывающая, как бывает сложно докопаться до истины и найти концы у казалось бы очевидных вещей, которые произошли всего-навсего какие-то пару десятков лет назад.

Оригинальные выходные данные статьи:

Just So Stories: How Heavy Metal Got Its Name A Cautionary Tale, Rock Music Studies 1, #1 (February 2014).

Перевод, фотографии, картинки и музыкальные иллюстрации к тексту - от меня.

Как Хэви-Метал получил своё название - Поучительная история

Рассуждения вместо вступления..

 Этимологическое исследование происхождения термина «хэви-метал» для обозначения жанра рок-музыки приводит к удивительному результату, заключающемуся в том, что общепринятые объяснения происхождения термина ошибочны.  Установление фактического происхождения с помощью исследований в рок-прессе и переписки с участниками процесса именования показывает, что термин, частично и в целом, витал в культурной атмосфере того времени. Существовали конкурирующие термины для вида музыки, которую стали называть «хэви-метал», но ни один из них не придал бы жанру такой конфигурации и чувствительности, которые он приобрел.

Кто назвал жанр "хэви-метал" ?  Этот вопрос был последним, который интересовал меня, когда я четверть века назад писала академический анализ хэви-метала.  За месяц до того, как рукопись должна была поступить в издательство, я поняла, что следует решить вопрос о происхождении названия жанра (а до 1990-х годов термин «жанр» все еще применялся). Сегодня, с точки зрения звука, текстов, аудитории и многого другого, хэви-метал настолько разнообразен, что его лучше всего охарактеризовать как мета-жанр. И все же то, что сейчас объединяет это разнообразие стилей, - это то, что все они называются хэви-металом. Имеет ли это название какое-то значение?  Возможно, ответ можно будет найти, посмотрев, как и почему стало использоваться это имя.

Название жанра функционирует во многом так, как философ Мишель Фуко описал имя автора в литературе:

Как и имя автора, название  жанра выполняет

«..классификационную функцию».  Оно позволяет группировать определенное количество текстов, определять их, отличать и противопоставлять их другим..». 

Применительно к хэви-металлическим группам, «текст» - их оригинальный способ представления песен, функционирует так же:

«тот факт, что несколько текстов были помещены под одним и тем же именем, указывает на то, что между ними установились отношения однородности, преемственности, аутентификации некоторых из них посредством использования других, взаимной экспликации или сопутствующего использования »(Foucault 452).

Как минимум, я хотела знать, кто первым применил термин «хэви-метал» для описания стиля музыки.  То есть, мне нужно было провести этимологическое расследование. 

Ввиду отсутствия академической работы, посвященной наименованию жанра, я полагалась на популярные печатные СМИ, журнальные статьи и книги, написанные рок-журналистами.  Поскольку период именования предшествовал эпохе Интернета, получение доступа к популярным, а не академическим или серьезным печатным СМИ (теперь называемым физическими носителями) было серьезной проблемой.

Традиционные ответы на вопрос «Кто назвал Heavy-Metal?»

То, что я нашла в ответ на свой вопрос, напомнило мне о сказках Редьярда Киплинга - например, о том, как у леопарда появились пятна, или почему у носорога шкура в складочку. Три разных источника происхождения термина упоминались в самых разных печатных СМИ.  Однако двое из трех номинантов вообще не применяли эту фразу к музыкальному стилю.

1. Одним из них была строчка «тяжелый металлический гром ( heavy metal thunder)» в тексте хита группы Steppenwolf «Born to be Wild».  Песня достигла 2 места в чартах США в июне 1968 года. Она широко известна как первый случай, когда «хэви-метал» был использован в музыке.  (Осторожно, спойлер - это не так.) Помимо активной ротации на радио, песня была хорошо известна благодаря включению в саундтрек популярного фильма «Беспечный ездок», выпущенного  в 1969 году. 

Я написала автору слов Марсу Бонфайру (урожденный Деннис Эдмонтон; его братом был Джерри Эдмонтон, барабанщик Steppenwolf) письмо с вопросом: есть ли у него какие-нибудь догадки относительно того, почему термин, который он использовал в своих текстах, стал обозначением жанра.  Он не мог помочь в этом вопросе, но сказал, как он сам пришел к этому термину:

"Я использовал фразу «тяжелый металлический гром» в «Born To Be Wild», чтобы представить свой опыт вождения автомобиля или мотоцикла по пустынному шоссе Калифорнии.  Во время написания песни, я интенсивно вспоминал и пытался более выразительно описать свои переживания, и эта фраза пришла мне в голову как удачная метафора рокота двигателей мощных автомобилей и байков.  Впоследствии я понял, что позаимствовал сочетание «тяжелые металлы» из школьного курса химии.  Это часть Периодической Таблицы Менделеева, которая содержит элементы с высоким атомным весом.

(Интересная деталь, потому что и у нас "тяжелый металл" как правило в народном сознании скорее ассоциируется с каким-то физически тяжёлым металлопрокатом, нежели с химической или даже медицинской терминологией, хотя в них есть соответствующие категории; например "соли тяжёлых металлов" часто мелькают во всяких статьях и репортажах, посвящённых экологическим проблемам) Прим. переводчика

2. Вторым источником сочетания «хэви-метал», который также не использовался в музыкальном контексте, был роман Уильяма Берроуза «Голый Завтрак (Naked Lunch)». 

Первое издание "Голого Завтрака". Если у вас дома такое завалялось, то его можно продать за 5000$
Первое издание "Голого Завтрака". Если у вас дома такое завалялось, то его можно продать за 5000$
  • Например, автор из Newsweek в 1983 году заявил, что «хэви-метал, по-видимому, получил свое название от Уильяма Берроуза, который использовал это выражение как синоним пытки в своем апокалиптическом романе 1959 года «Голый Завтрак»(McGuigan 102).
  • Колумнист журнала Circus Magazine Филип Баше в своей книге об этом жанре написал: «Лучшее свидетельство того, что термин «хэви-метал» происходит из романа автора поколения битников Уильяма Берроуза «Голый завтрак » (опубликован в Париже в 1959 году, в США в 1962 году)» (4)
  • Автор газеты Toronto Globe and Mail тоже с этим согласен: «Современная народная музыка рабочих сталелитейных заводов, банд байкеров и южноамериканских камер пыток получила свое название от выражения, придуманного писателем Уильямом Берроузом в его романе«Голый Завтрак»(Лейси E1).
Уильям Берроуз
Уильям Берроуз

Любопытствуя, как же именно Берроуз использовал у себя этот термин, я прочитала «Голый завтрак». Не найдя вообще упоминания о «хэви-металле», я ещё раз перечитала книгу.  Выражения там не было.  Я отправила факс агенту Берроуза с просьбой объяснить, почему многочисленные источники утверждают, что этот термин присутствует в романе, хотя мне не удалось его найти.  В отправленном по факсу ответе говорилось:

«Насколько мы помним, в «Нова Экспресс (Nova Express)» есть персонаж «The Heavy Metal Kid».  Действительно, этот персонаж был в этой книге, опубликованной в 1964 году, и в двух предыдущих книгах трилогии Берроуза «Нова», начиная с «Мягкой машины (The Soft Machine)» (1961) и затем «Билет, который лопнул (The Ticket, That Exploded» (1962).   «Вилли с Урана, Парень из Тяжёлого Металла ( Uranian Willy, Heavy-Metal Kid)» . Также известен как Вилли - Крыса (Willy The Rat). Вот как он описывается в романе:

«На его металлическом лице появилась медленная улыбка, когда он услышал щебетание гиперзвуковых угроз через антенны, встроенные в его полупрозрачный череп» 
Вилли - Парень из Тяжелого Металла
Вилли - Парень из Тяжелого Металла

Вилли дезертировал из Банды Нова: «Синие хэви-метал жулики с Урана, торгующие фальшивыми акциями Вселенной». Он был внесен в «список неблагонадежных» и приговорён к «полному уничтожение в Печи», но обеспечил себя запасом апоморфина, так что ему удалось сбежать». 

Персонаж  Willy the Heavy Metal Kid не имел никакого отношения к хэви-метал музыке ни в каком виде - ни по форме, ни по содержанию.  Что до сих пор было непонятно, так это то, почему этот персонаж дал свое прозвище для обозначения того, что стало называться музыкой хэви-метал.  Но «хэви метал» - это больше, чем прозвище персонажа.  Берроуз также использовал это сочетание, (особенно в «Билете, который лопнул »), для обозначения наркотика: «То, что мы называем опиумом или джанком, - это очень сильно разбавленная форма зависимости от тяжелых металлов». (Поклонники хэви-метала могут увидеть здесь аналогию кайфу от музыки, к которой они пристрастились.)

Хлопнем тяжметика..
Хлопнем тяжметика..

В факсимильном сообщении агентства Берроуза также говорилось, что они «не могут подтвердить, был ли «Born to be Wild» от Steppenwolf вдохновлен работами Берроуза; хотя покойный рок-критик Лестер Бэнгс процитировал Берроуза в своих новаторских статьях в журнале Creem Magazine, в которых, как принято считать, он ввел термин «хэви-метал» в применении к форме рок-музыки».  

Это не какой-нибудь заурядный алкаш на кухне, а сам Лестер Бэнгс, авторитетный музыкальный критик
Это не какой-нибудь заурядный алкаш на кухне, а сам Лестер Бэнгс, авторитетный музыкальный критик

Действительно, почти все источники, приведенные для названия жанра, упоминали Бэнгса, обычно цитируя эти три разных источника вместе: песня Steppenwolf, "Голый Завтрак" Берроуза и статья рок-критика Лестера Бэнгса в журнале Creem.

Например,

  • статья «Heavy Metal» в энциклопедии рок-н-ролла Rolling Stone 1983 года указывала, что «[t] термин хэви-метал был первоначально введен в употребление романистом-битником Уильямом Берроузом в его« Голом Завтраке », вновь введенным в поп-лексику группой Steppenwolf в  их хит «Born to be Wild» («гром хэви-метала»), который впоследствии был переосмыслен рок-критиком Лестером Бэнгсом в журнале для поклонников хэви-метала Creem »(Парелес и Романовски).  
  • Издание 2008 года словаря сленга перепечатало эту цитату, а затем добавило более ошибочное предложение: «На самом деле, Уильям Берроуз писал об Уране [sic] Вилли [sic], парне из тяжёлого металла, в Nova Express, 1946 [sic  ], за 13 лет до публикации «Голого обеда» »(Dalzell and Victor 328).  В газетной статье в Toronto Globe and Mail в 1984 году упоминался «Голый Завтрак», «Рожденный быть диким» и «критик Лестер Бэнгс, когда он был редактором журнала Creem в начале семидесятых» (Лейси). 
  • В журнале Musician Magazine Дж.Д. Консидайн написал:

«Термин «хэви-метал» впервые был использован для описания стиля поп-музыки Лестером Бангсом в Creem. Считается, что его вдохновением послужила песня Steppenwolf « Born To Be Wild », в которой есть фраза« тяжелый металлический гром».  Этимология «хэви-метала» несколько менее определена. Большинство источников (например, The Rolling Stone Encyclopedia of Rock & Roll) приписывают Уильяму Берроузу создание этого термина в его романе «Голый Завтрак»; однако ученые использовали тот же определение для обозначения определенных радиоактивных веществ задолго до этого"...

Продолжение следует:

В следующих главах Дина Вайнштейн закапывается в библиотеку, чтобы своими глазами убедиться в том, что весь мир может ошибаться..

-8