Продолжаем публикацию научного расследования американского профессора Дины Вайнштейн о истории появления названия известного музыкального жанра..
Начало здесь:
Поиски Бэнгса в Creem
То, что Бэнгс придумал новое название для стиля, удивления не вызывало - критики часто классифицируют новые жанры, поскольку им необходимо постоянно использовать эти конструкции в качестве условных обозначений. Заинтересовавшись контекстом, в котором Бэнгс использовал «хэви-метал», и желая понять, какие черты он считал определяющими для жанра, который он так назвал, я занялась поисками его знаменитой статьи в Creem 1972 года.
Мне повезло. Библиотекарь в моем университете сказал, что в библиотеке Севера-Запада, примерно в дюжине миль от того места, где я жила, хранятся экземпляры раннего Creem. Я поехала туда на следующий день, и эта статья действительно была там. Мне дали первые два года выпуска этого журнала. Я быстро обратилась к июньскому номеру 1972 года и нашла статью о Black Sabbath, написанную Лестером Бэнгсом. Бинго!
Я отнесла его к общедоступному ксероксу, вложила монеты и скопировала всю статью. Однако, мой компаньон посоветовал мне убедиться, что фраза действительно есть в статье, прежде чем возвращать журналы библиотекарю. Я быстро читала сам журнал, пока он просматривал ксерокопированные страницы. Ни один из нас не мог найти волшебных слов «хэви-метал».
Прежде чем сдаться, мы заметили, что это только первая половина статьи, другая часть - в июльском номере. После размера долларовых купюр на монеты, копирования и последующего чтения, наше двойное усердие подтвердило ужасную правду - во второй части этого термина тоже не было. Как такое может быть? Ну не могут же все вокруг ошибаться! И тем не менее - они ошибались!
Хотя в этой очень длинной статье Бэнгса о Black Sabbath ничего не было о хэви-метале, но Берроуз и его "Нова Экспресс" все-таки были упомянуты:
"Свиньи Войны" и "Нова Экспресс" Берроуза говорят то же самое», - написал Бэнгс. «Несмотря на бурю и натиск в своем звучании, Black Sabbath - моралисты. Как Боб Дилан, как Уильям Берроуз, как и большинство художников, пытающихся честно представить серьезную текущую ситуацию».("Bring Your Mother" 41).
Бэнгс, безусловно, относился к группе проницательно и уважительно. Но он не был поклонником Black Sabbath или того, что впоследствии стали называть хэви-металом.
Его рецензия на одноименный дебют Sabbath в 1970 году в журнале Rolling Stone наделала шума. Бэнгс дал ему оценку 2½ звезды из пяти возможных, написав:
" Весь альбом - полный отстой- несмотря на мрачные названия песен и некоторые бессмысленные тексты, которые звучат как Vanilla Fudge, играющие нескладное посвящение Алистеру Кроули, альбом не имеет ничего общего со спиритизмом, оккультизмом или чем-то еще, кроме тупого повторения клише от Cream, которые звучат так, будто музыканты заучили их по книжке, и теперь шлифуют их до дыр с завидным упорством. Вокал худосочный, большая часть альбома заполнена тяжелыми вязкими басовыми партиями, поверх которых соло-гитара рассыпается деревянными клэптонизмами из самых утомительных работ мастера его "кримовской" поры..»
Когда свеженазванный жанр широко распространился в конце 70-х, Бэнгсу он понравился не больше, чем Black Sabbath. В статье 1978 года в журнале Hit Parader он раскрыл важную причину своей антипатии:
"Музыка хэви-метал в ее лучшем изводе имела одно центральное, очевидное послание: Нет! Никакой! Надежды!
Что бы вы ни делали, вы не можете победить. Миром правят боевые свиньи, которые превратили вас в человеко-собак, и вы должны принять свою судьбу, настолько позорно, насколько это возможно. В Америке, это, по большей части было связано с осадком от Вьетнама и прочей подобной дрянью, но на самом деле это было всемирное ощущение, и в этом смысле, очевидно, что напыщенные Хэви-Метал Кассандры отличались от панков, которые могут кричать об отсутствии будущего, но, по крайней мере, полны решимости пойти пинаться и отбиваться. Педики от хэви-метала просто хотели забыть весь гребаный беспорядок. Чувак! Они были, что называется, пассивными. "(«Heavy… Sinal»)
Спустя десятилетие после его первого обзора на Black Sabbath стало ясно, что жанр, который помог этой группе раскрутиться, был для Бэнгса ужасным.
Его заметка о хэви-метал в «Иллюстрированной истории рок-н-ролла Rolling Stone», более негативная, чем любая другая в томе, начинается так:
Как всегда утверждали его недоброжелатели, хэви-метал рок - это не что иное, как кучка шума; это не музыка, это дисторшн, и именно поэтому его приверженцы находят его привлекательным. Из всего современного рока это жанр наиболее тесно отождествляется с жестокостью и агрессией, насилием и резней.
Хэви-Метал музыкально обрамляет технологический нигилизм, что может быть одной из причин, по которой он, казалось, иссяк в середине семидесятых («Heavy Metal» 332).
Если не Бэнгс, то кто?
Поскольку в тот день библиотекарь дал мне подписку Creem за первые два года, я решила прошерстить все это, чтобы проверить, есть ли где-нибудь в журнале упоминание о хэви-метале. Поездка окупилась - я нашла одно!
В мае 1971 года в обзоре дебюта группы Sir Lord Baltimore "Kingdom Come" рецензент Creem Майк Сондерс написал:
Этот альбом далек от популярного в настоящее время отстоя, именуемого Grand Funk, потому что Sir Lord Baltimore, кажется, исполнил большинство лучших хэви-металлических трюков из книжки (английская идиома to know every trick in the book - в совершенстве владеть всеми приёмами в своей профессии) Точнее, они звучат как смесь темповых шумовых взрывов Led Zeppelin (инструментально) и вокала, похожего на нескончаемый крик Джонни Винтера: в них всё звучит холодно, включая средние темповые пассажи а-ля LZ, идеальное копирование раннего угарного MC5. («Hard Rain Fallin '»), а также концепция «ни больше одной мягкой песни на альбом», созданная Джимми Пейджем и его бандой. («Балтимор» 71).
Итак, Майк Сондерс стал моим кандидатом на роль изобретателя названия жанра и заменил собою Бэнгса, о чем я и написала в своей книге прежде чем передать ее издателю. Этот факт был для меня и моих читателей незыблемым на протяжении всех 1990-х годов.
Однако, в конце десятилетия эта уверенность пошатнулась.
Я как-то разговаривала с одной дамой из звукозаписывающей индустрии, и она в беседе упомянула Бэнгса чересчур почтительно. Я сразу начала бухтеть и рассказала ей историю своих поисков, добавив, что вовсе не Бэнгс, а некто по имени Майк Сондерс, первым использовал термин «хэви-метал» для описания стиля музыки. Выяснилось, что она знакома с Сондерсом, которого также называют Металлическим Майком, и дала мне адрес его электронной почты. Я немедленно написала ему, сообщив, что указала его в своей книге как автора названия жанра. К моему удивлению, Сондерс абсолютно со мной не согласился. «1971 год был определенно первым годом, когда термин« хэви-метал» использовался в рок-прессе (в обзорах или статьях)», - написал Сондерс. «Я не помню, кто использовал его первым. Это был не я, но подозреваю, что Лестер Бэнгс, который много чего писал на Creem ». Сондерс интригующе закончил свое письмо словами: «Только черновики в моих папках знают это наверняка»
К тому времени, меня попросили написать новую главу для книги о хэви-металле о том, что произошло в этом жанре за десять лет с момента ее написания. Несмотря на отрицание Сондерса того факта, что он был первым, кто назвал жанр, ничто из того, что я нашла, не противоречило моей идентификации его рецензии на Sir Lord Baltimore в качестве первоисточника. Осенью 2001 года, примерно через год после выхода нового издания книги, я наткнулась на онлайн-интервью с Сондерсом. Это подтвердило мой вывод. В нем он напомнил, что
«обзор моего промо-экземпляра [Sir Lord Baltimore ] был напечатан в феврале в моем университете Техаса в комнате общежития Остина, что я бросил фразу« хэви-метал »в ее первом употреблении в рок-прессе (помимо лирики Steppenwolf ) как описательный термин. Ага, вся вина и позор теперь ложатся на меня ». (Woods, "Metal Guru")
Я решила, что после этого, дело закрыто.
Однако в электронном письме мне в 2006 году, Сондерс практически опроверг свое заявление или, скорее, полностью сменил декорации. Заголовок письма гласил: «Тема: Фактически я впервые использовал это в рецензии на альбом Humble Pie осенью 1970 года».
Обзор Сондерса первых трех альбомов Humble Pie был опубликован в номере журнала Rolling Stone от 12 ноября 1970 года.
Описывая второй альбом группы "Safe as Yesterday", Сондерс написал, что Humble Pie были
«...шумной, немелодичной, хэви-метал-свинцовой дерьмовой рок-группой, с громкими и шумными партиями, вне всяких сомнений..их последний одноименный альбом был хэви-металлической хренью 27-го уровня, хуже, чем первые два вместе взятые, хотя я знаю, что это звучит невероятно. Что ж, если бы Humble Pie пришлось прислушиваться к себе, их, вероятно, стошнило. Ради бога и ради себя самого, не подвергайте себя таким же пыткам. Обязательно держитесь подальше от этого альбома. ("Town and Country")
В своем электронном письме 2006 года Сондерс также написал о том, как он придумал термин «хэви-метал»:
происхождение фразы теперь кристально ясное ... я изучал химию для первого курса университета в течение семестров осени 1969 и весны 1970 ... фразы «свинцовый металл» и «тяжелый металл», а также периодическая таблица элементов, из которой они произошли в моем сознании занимали гораздо больше места , чем любая песня от Steppenvolf ... Что касается альбома от Humble Pie, "Safe as Yesterday Is", то он был таким плотным, напыщенным, т. е. "свинцовым" из-за отсутствия свинга у барабанщика. Поскольку «хэви» существовало уже три года как наиболее распространенный жанровый термин, то есть «хэви-рок», черт возьми, да ... почему бы НЕ вставить фразу «свинцовый металлический» между тандемом «тяжелый» / «рок» ? Если ее перевернуть, то она звучит еще эффектнее: «хэви-метал свинцовый рок» (в оригинале“heavy metal-leaden rock”) поскольку это придало словам «тяжелый» и «металлический» статус тандема, как и в таблице Менделеева. Да,ничтожный альбом Humble Pie, на который я потратил впустую свои деньги, был полным дерьмом, так что надо было бы добавить слово «дерьмо» - "тяжелый металлический свинцовый дерьмовый рок"!!, а в следующем абзаце я сократил все до более короткого определения "хэви-метал хрень", в котором убогая "свинцовая" ритм-секция только подразумевалась.»
Итак, определение Сондерса не было основано на песне Steppenwolf , «и вы можете поверить, что я никогда не видел и не читал ничего из Берроуза», - настаивал он.
"Поэтому, несколько месяцев спустя написания обзора на Humble Pie, когда я внимательно слушал дебют SLB, я просто украл у себя свой интеллектуальный продукт, употребив его в гораздо более благоприятном контексте, т.е.«хэви - метал трюки»"
Казалось бы, лучшего этимологического доказательства нельзя и требовать, но было ли оно убедительным?
У меня не было книги, которую нужно было обновлять, но, наконец, меня осенило, что то, что люди присутствовали и участвовали в какой-либо деятельности, не означает, что они правильно помнят, что на самом деле произошло. Какую фразу Рональд Рейган неоднократно использовал в своей риторике времен холодной войны? "Доверяй, но проверяй". (хотя, конечно, проверка как раз и является явным свидетельством отсутствия доверия.) Разве наука не сводится к проверке, предоставлению эмпирических данных для подтверждения или опровержения какой-либо гипотезы? Если Сондерс ошибался в том, что его обзор Sir Lord Baltimore был первым случаем, когда «хэви-метал» использовался в качестве жанрового термина в печати, возможно, он также ошибался в этом утверждении и на счёт своих обзоров Humble Pie. Возможно, название жанра придумал вовсе не Сондерс. Были и другие претенденты на звание первооткрывателя «хэви-метала»...
Продолжение следует
В следующих главах круг подозреваемых продолжает расширяться...