В прошлой публикации мы частично представили боевой путь тяжелого крейсера "Атаго" (тип "Такао"), от момента постройки до конца 1942 года. Более подробно о судьбе крейсеров данного типа можно узнать по публикациям на нашем канале: ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ1, ЗДЕСЬ2, ТУТ, ТУТ1 и опять ЗДЕСЬ3. Поэтому если у вас есть вопросы или вам нужны подробности, то рекомендуем пройти по ссылкам - почитать, вдруг там есть ответы на ваши вопросы и замечания, типа "А почему вы не рассказали об этом", ))
А мы тем временем, продолжим знакомиться с судьбой этого тяжелого крейсера, одного из самых совершенных тяжелых крейсеров японского Императорского флота. В прошлой публикации мы оставили его на атолле Трук, надо признать - известное и очень оживленное место, однако как показали дальнейшие события - не безопасное...
1943 год
31 января – 9 февраля 1943 года – корабль крейсировал в районе к северу от Соломоновых островов, обеспечивая эвакуацию гарнизона о. Гуадалканал.
До июля 1943 года – «Атаго» простоял в базе Объединенного флота на о. Трук и к участию в боевых действиях не привлекался.
21-27 июля 1943 года – переход в Йокосуку, где с 27 июля по 10 августа на верфи флота провели текущий ремонт корпуса и механизмов, до 18 (2х3; 6х2) увеличили число 25-мм зенитных автоматов, установили радиолокационную станцию (РЛС) тип 21 мод. 2.
После ремонта корабль принял на борт армейские части (около 500 чел.) и 23 августа доставил их на атолл Трук.
18-25 сентября и 17-26 октября – крейсер «Атаго» выходил в район атолла Ениветок для отражения возможной высадки американцев на острова Гилберта. Встречи с противником не произошло.
3 ноября – крейсер направился в Рабаул для противодействия наступлению противника на Соломоновых островах.
5 ноября – прибыл в бухту Симпсон (Рабаул) и в тот же день был атакован американской палубной авиацией с авианосцев ОС.38. В атаке приняли участие 97 самолетов с авианосцев контр-адмирала Фредерика Шермана (CV-3 «Саратога» и CVL-23 «Принстон»).
В результате близких разрывов были затоплены отсеки рядом с машинным отделением № 1 и котельными отделениями № 3 и № 9, погибло 22 члена экипажа (включая командира корабля капитана 1-го ранга Накаока) и 64 человека было ранено, обшивка корпуса с правого борта получила множество пробоин.
Гибель командира крейсера в базе от воздушного налета - не частое явление!
7 ноября – Крейсер «Атаго» возвратился на атолл Трук.
11-14 ноября – перешел в Йокосуку, где на верфи флота с 16 ноября 1943 года по 24 января 1944 года на крейсере провели восстановительный ремонт. В ходе ремонта увеличили число 25-мм зенитных автоматов до 26 (2х3; 6х2; 8х1) стволов, заварили большую часть иллюминаторов, установили РЛС тип 22 мод. 4.
1944 год
25 января – 4 февраля 1944 года – после ремонта крейсер «Атаго» перешел на атолл Трук, где оставался до 29 марта 1944 года. Затем, ввиду угрозы со стороны американской палубной авиации, перешел в Давао и 9 апреля прибыл в Линга-Роудз.
10 февраля– крейсер был атакован подводной лодкой SS-178 «Пермит», которая выпустила четыре торпеды, но безрезультатно.
6 апреля – во время очередного перехода в Лингу крейсер был безуспешно атакован американской подводной лодкой SS-247 «Дейс».
12-14 мая – перешел в Тави-Тави.
13 июня 1944 года – в составе Первого Мобильного флота перешел в пролив Гуимарас, где 17 июня заправился топливом и направился в Филиппинское море.
19-20 июня 1944 года – принял участие в сражении в Филиппинском море. Во время боя между авианосцами артиллерия корабля не использовалась, бортовые гидросамолеты вели разведку в интересах командующего Первым Мобильным флотом. Все основные сражения этой битвы происходили в воздухе и под водой, надводные корабли практически не принимали участия в битве.
24 июня – крейсер вернулся Хасирадзиму.
25 июня – 9 июля – на арсенале флота в Куре увеличили число 25-мм зенитных автоматов до 60 (6х3; 6х2; 30х1) стволов, установили РЛС тип 13 и модифицировали РЛС тип 22 мод. 4.
8-16 июля – крейсер «Атаго» перешел в Сингапур, где с 22 по 30 июля на нем провели доковый ремонт.
В конце июля 1944 года – корабль возглавил Первую группу Ночного боя Первого диверсионного Ударного Соединения (1-YB).
18-20 октября 1944 года – крейсер перешел в Бруней.
22 октября – в качестве флагмана вице-адмирала Куриты в составе соединения направился к заливу Лейте.
23 октября 1944 года - к западу от острова Палаван крейсер «Атаго» был атакован американской подводной лодкой «Дартер». Из шести выпущенных торпед в него попали четыре (по другим данным – две). Их взрывы привели к затоплению четырех котельных отделений правого борта, погребов боезапаса башни 203-мм орудий № 4 и практически полному разрушению носовой оконечности. Крейсер потерял ход, через 20 минут опрокинулся на правый борт и затонул носом вперед.
Эсминцы эскорта подобрали из воды около 658 человек из экипажа корабля. На «Атаго» погибло 360 человек, в том числе и командир корабля. Надо отметить, что в это время именно на борту "Атаго" находился командующий соединением вице-адмирал Курита и его штаб, эсминцы «Кисинами» и «Асасимо» обеспечили их эвакуацию, но думаю такое начало операции не доставило вице-адмиралу Курита приятных впечатлений. В источниках иногда этот факт рассматривают одним из первых в цепи событий, которые затем повлияли на действия линейных сил японского соединения в заливе у Лейте и их поспешное бегство оттуда.
В результате созданный для активных боевых действий, ночных атак превосходящих сил противника тяжелый крейсер «Атаго» за все время службы так и не смог реализовать свои типовые боевые возможности. Возможно кое кто из читателей не согласится со мной, но это моя субъективная оценка, уж извините. Операции, в которых ему доводилось участвовать или не приносили никакого результата, или же были слишком скоротечны. Так и не проявив себя «яркой звездой» в войне, 20 декабря 1944 года «Атаго» был исключен из списков флота.
Источники: Lacroix E. Japanese cruisers of the Pacific War/ E.Lacroix, L.Wells. – London: Chatham Publishing, 1999. – 888 с.; 4.Lacroix E. The development of the «A» class cruisers in the Imperial Japanese Navy/E.Lacroix// Warship International – № 3, 1983. – Р.232-282; Александров Ю.И.Тяжелые крейсера Японии. Часть 1/Ю.И.Александров. – СПб: Истфлот,издатель Р.Р.Муниров, 2007. – 84 с. ; Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Крейсера.10.1918-8.1945 гг.: справочник/ Ю.В.Апальков. – СПб: Галея-Принт, 1998. – 156 с; Далл, С. Боевой путь императорского японского флота: Морские битвы крупным планом, № 4/ С.Далл. – Екатеринбург: Сфера, 1997. – 382 с.; Иванов, С. Японские тяжелые крейсер: Война На море, № 26/ С.В.Иванов. - 2005 г.; Патянин С.В. Крейсера Второй мировой. Окончательная энциклопедия/С.В.Патянин, А.В.Дашьян, К.С.Балакин и др. – М.:Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2014. – 536 с.; Прищепенко, А. Сражение в заливе Лейте // Мир оружия, № 03(18) - 2006 г.- С.23-27.; Сулига Т.В. Японские тяжелые крейсера, том 1: История создания, описание конструкции, предвоенные модернизации / Т.В.Сулига – М-Спб: Галея-Принт, 1996. – 120 с.; Сулига Т.В. Японские тяжелые крейсера, том 2: Участие в боевых действиях, военные модернизации, окончательная судьба / Т.В.Сулига – М-Спб: Галея-Принт, 1997. – 120 с.; Роско, Т. Боевые действия подводных лодок США во Второй мировой войне: Пер. с англ./Т. Роско.- М.: Изд-во «Иностранная литература», 1957. - С.356-359.
Если Вам интересны материалы по военно-морской тематике - приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/ Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, как говорит Гоблин, "для состоятельных парней", ))
Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь.