Найти в Дзене
Navygaming Channel

«Атаго» на завершающих этапах войны на Тихом океане/Летопись как она есть: 1943-1944 гг. Итог

Оглавление

В прошлой публикации мы частично представили боевой путь тяжелого крейсера "Атаго" (тип "Такао"), от момента постройки до конца 1942 года. Более подробно о судьбе крейсеров данного типа можно узнать по публикациям на нашем канале: ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ1, ЗДЕСЬ2, ТУТ, ТУТ1 и опять ЗДЕСЬ3. Поэтому если у вас есть вопросы или вам нужны подробности, то рекомендуем пройти по ссылкам - почитать, вдруг там есть ответы на ваши вопросы и замечания, типа "А почему вы не рассказали об этом", ))

А мы тем временем, продолжим знакомиться с судьбой этого тяжелого крейсера, одного из самых совершенных тяжелых крейсеров японского Императорского флота. В прошлой публикации мы оставили его на атолле Трук, надо признать - известное и очень оживленное место, однако как показали дальнейшие события - не безопасное...

Утренняя зарядка экипажа «Атаго», март 1942 года
Утренняя зарядка экипажа «Атаго», март 1942 года

1943 год

31 января – 9 февраля 1943 года – корабль крейсировал в районе к северу от Соломоновых островов, обеспечивая эвакуацию гарнизона о. Гуадалканал.

До июля 1943 года – «Атаго» простоял в базе Объединенного флота на о. Трук и к участию в боевых действиях не привлекался.

Японский тяжелый крейсер типа "Такао" в море
Японский тяжелый крейсер типа "Такао" в море

21-27 июля 1943 года – переход в Йокосуку, где с 27 июля по 10 августа на верфи флота провели текущий ремонт корпуса и механизмов, до 18 (2х3; 6х2) увеличили число 25-мм зенитных автоматов, установили радиолокационную станцию (РЛС) тип 21 мод. 2.

После ремонта корабль принял на борт армейские части (около 500 чел.) и 23 августа доставил их на атолл Трук.

18-25 сентября и 17-26 октября – крейсер «Атаго» выходил в район атолла Ениветок для отражения возможной высадки американцев на острова Гилберта. Встречи с противником не произошло.

3 ноября – крейсер направился в Рабаул для противодействия наступлению противника на Соломоновых островах.

5 ноября – прибыл в бухту Симпсон (Рабаул) и в тот же день был атакован американской палубной авиацией с авианосцев ОС.38. В атаке приняли участие 97 самолетов с авианосцев контр-адмирала Фредерика Шермана (CV-3 «Саратога» и CVL-23 «Принстон»).

-3

В результате близких разрывов были затоплены отсеки рядом с машинным отделением № 1 и котельными отделениями № 3 и № 9, погибло 22 члена экипажа (включая командира корабля капитана 1-го ранга Накаока) и 64 человека было ранено, обшивка корпуса с правого борта получила множество пробоин.

Гибель командира крейсера в базе от воздушного налета - не частое явление!

7 ноября – Крейсер «Атаго» возвратился на атолл Трук.

11-14 ноября – перешел в Йокосуку, где на верфи флота с 16 ноября 1943 года по 24 января 1944 года на крейсере провели восстановительный ремонт. В ходе ремонта увеличили число 25-мм зенитных автоматов до 26 (2х3; 6х2; 8х1) стволов, заварили большую часть иллюминаторов, установили РЛС тип 22 мод. 4.

Носовая настройка крейсера типа «Такао», 1944 год (схема, вид спереди)
Носовая настройка крейсера типа «Такао», 1944 год (схема, вид спереди)

1944 год

25 января – 4 февраля 1944 года – после ремонта крейсер «Атаго» перешел на атолл Трук, где оставался до 29 марта 1944 года. Затем, ввиду угрозы со стороны американской палубной авиации, перешел в Давао и 9 апреля прибыл в Линга-Роудз.

10 февраля– крейсер был атакован подводной лодкой SS-178 «Пермит», которая выпустила четыре торпеды, но безрезультатно.

Американская подводная лодка SS-178 "Пермит"
Американская подводная лодка SS-178 "Пермит"

6 апреля – во время очередного перехода в Лингу крейсер был безуспешно атакован американской подводной лодкой SS-247 «Дейс».

Американская подводная лодка SS-247 "Дейс"
Американская подводная лодка SS-247 "Дейс"

12-14 мая – перешел в Тави-Тави.

13 июня 1944 года – в составе Первого Мобильного флота перешел в пролив Гуимарас, где 17 июня заправился топливом и направился в Филиппинское море.

19-20 июня 1944 года – принял участие в сражении в Филиппинском море. Во время боя между авианосцами артиллерия корабля не использовалась, бортовые гидросамолеты вели разведку в интересах командующего Первым Мобильным флотом. Все основные сражения этой битвы происходили в воздухе и под водой, надводные корабли практически не принимали участия в битве.

24 июня – крейсер вернулся Хасирадзиму.

25 июня – 9 июля – на арсенале флота в Куре увеличили число 25-мм зенитных автоматов до 60 (6х3; 6х2; 30х1) стволов, установили РЛС тип 13 и модифицировали РЛС тип 22 мод. 4.

8-16 июля – крейсер «Атаго» перешел в Сингапур, где с 22 по 30 июля на нем провели доковый ремонт.

В конце июля 1944 года – корабль возглавил Первую группу Ночного боя Первого диверсионного Ударного Соединения (1-YB).

Линейный корабль "Нагато" при Лейте ему не удалось подтвердить свои боевые возможности
Линейный корабль "Нагато" при Лейте ему не удалось подтвердить свои боевые возможности

18-20 октября 1944 года – крейсер перешел в Бруней.

22 октября – в качестве флагмана вице-адмирала Куриты в составе соединения направился к заливу Лейте.

Движение японских сил к Лейте
Движение японских сил к Лейте

23 октября 1944 года - к западу от острова Палаван крейсер «Атаго» был атакован американской подводной лодкой «Дартер». Из шести выпущенных торпед в него попали четыре (по другим данным – две). Их взрывы привели к затоплению четырех котельных отделений правого борта, погребов боезапаса башни 203-мм орудий № 4 и практически полному разрушению носовой оконечности. Крейсер потерял ход, через 20 минут опрокинулся на правый борт и затонул носом вперед.

Американская подводная лодка SS-227 "Дартер"
Американская подводная лодка SS-227 "Дартер"

Эсминцы эскорта подобрали из воды около 658 человек из экипажа корабля. На «Атаго» погибло 360 человек, в том числе и командир корабля. Надо отметить, что в это время именно на борту "Атаго" находился командующий соединением вице-адмирал Курита и его штаб, эсминцы «Кисинами» и «Асасимо» обеспечили их эвакуацию, но думаю такое начало операции не доставило вице-адмиралу Курита приятных впечатлений. В источниках иногда этот факт рассматривают одним из первых в цепи событий, которые затем повлияли на действия линейных сил японского соединения в заливе у Лейте и их поспешное бегство оттуда.

Эсминец «Асасимо» (ноябрь 1943 года), принявший участие в спасении экипажа
«Атаго»
Эсминец «Асасимо» (ноябрь 1943 года), принявший участие в спасении экипажа «Атаго»

В результате созданный для активных боевых действий, ночных атак превосходящих сил противника тяжелый крейсер «Атаго» за все время службы так и не смог реализовать свои типовые боевые возможности. Возможно кое кто из читателей не согласится со мной, но это моя субъективная оценка, уж извините. Операции, в которых ему доводилось участвовать или не приносили никакого результата, или же были слишком скоротечны. Так и не проявив себя «яркой звездой» в войне, 20 декабря 1944 года «Атаго» был исключен из списков флота.

Крейсер "Атаго" на ходовых испытаниях, 1932 год
Крейсер "Атаго" на ходовых испытаниях, 1932 год

Источники: Lacroix E. Japanese cruisers of the Pacific War/ E.Lacroix, L.Wells. – London: Chatham Publishing, 1999. – 888 с.; 4.Lacroix E. The development of the «A» class cruisers in the Imperial Japanese Navy/E.Lacroix// Warship International – № 3, 1983. – Р.232-282; Александров Ю.И.Тяжелые крейсера Японии. Часть 1/Ю.И.Александров. – СПб: Истфлот,издатель Р.Р.Муниров, 2007. – 84 с. ; Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Крейсера.10.1918-8.1945 гг.: справочник/ Ю.В.Апальков. – СПб: Галея-Принт, 1998. – 156 с; Далл, С. Боевой путь императорского японского флота: Морские битвы крупным планом, № 4/ С.Далл. – Екатеринбург: Сфера, 1997. – 382 с.; Иванов, С. Японские тяжелые крейсер: Война На море, № 26/ С.В.Иванов. - 2005 г.; Патянин С.В. Крейсера Второй мировой. Окончательная энциклопедия/С.В.Патянин, А.В.Дашьян, К.С.Балакин и др. – М.:Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2014. – 536 с.; Прищепенко, А. Сражение в заливе Лейте // Мир оружия, № 03(18) - 2006 г.- С.23-27.; Сулига Т.В. Японские тяжелые крейсера, том 1: История создания, описание конструкции, предвоенные модернизации / Т.В.Сулига – М-Спб: Галея-Принт, 1996. – 120 с.; Сулига Т.В. Японские тяжелые крейсера, том 2: Участие в боевых действиях, военные модернизации, окончательная судьба / Т.В.Сулига – М-Спб: Галея-Принт, 1997. – 120 с.; Роско, Т. Боевые действия подводных лодок США во Второй мировой войне: Пер. с англ./Т. Роско.- М.: Изд-во «Иностранная литература», 1957. - С.356-359.

Если Вам интересны материалы по военно-морской тематике - приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/ Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, как говорит Гоблин, "для состоятельных парней", ))

Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь.