Реализация радикально новых конструкторских идей, которые порой граничили с безумием — обычное явление для 30-х годов прошлого века.
К таким можно отнести бронеавтомобиль, или вернее броне-авто-водомобиль-дрезина под названием БАД-2, который в отличие от предшественника БАД-1 мог еще и плавать.
Впервые БАД-2 был показан на параде 1 Мая 1933 года на Красной площади, тогда необычное орудие вызвало восторг у наблюдавших, но вскоре проект получил массу критики от военных специалистов.
Особенности конструкции
Боевая-Авто-Дрезина № 2 в количестве 1 экземпляра строилась на базе трехосного «Ford Timken» — партия грузовиков данной марки была закуплена в США.
Оставив раму ходовой части и двигатель от «Ford Timken» остальные узлы сделали уникальными: корпус, похожий на лодочный, имел две башни: для 37-мм пушки Б3 и 7.62-мм пулемета на корме.
Еще один пулемет, такого же калибра, устанавливался в лобовом листе.
Силовой агрегат размещался в носовом отсеке, за ним следовало отделение управления, а в задней части находился боевой экипаж.
Пробковые поплавки, расположенные по бокам, улучшали плавучесть машины.
Автомобиль имел 6 колес — пара передних рулевых и четыре спаренных задних с резиновыми гусеницами для улучшения проходимости по мягким грунтам.
Превращение в дрезину предусматривало смену колес железнодорожными бандажами — на процедуру уходило около 30 минут.
Гребной винт вращался от удлиненного червяка дифференциала заднего моста, при чем соединение осей было постоянным, из-за чего в воде у машины крутились колеса, а при движении по суше — гребной винт.
Несмотря на герметичность корпуса, в компоновке броневика присутствовал насос ручной откачки воды.
Что не подошло?
Испытания опытного экземпляра весной 1932 года выявили ряд недостатков, а именно:
- маневрировать БАД-2 на воде было сложно, так как поворачивала лодка за счет тех же рулевых колес;
- выход на сушу оказался не таким уж и простым, причиной тому стала не высокая водная скорость плавсредства — не более 5 км/час;
- движение по пересеченной местности давалось с трудом — мощности в 40 л. с. явно не хватало для перемещения внушительной массы в 4.7 тонн, из-за чего двигатель быстро перегревался;
- бронекорпус имел сложную форму, что вызывало трудности в его изготовлении.
Сразу же по окончанию тестирования разработчики внесли необходимые корректировки и заключили контракт на изготовление 25-ти обновленных БАД-2 на Ижорском заводе.
Но специалисты предприятия не спешили изучать ситуацию с необычной боевой единицей, и в итоге заказ сначала уменьшили до 15-ти, а потом и вовсе прекратили какую-либо деятельность по разработке БАД-2, ссылаясь на загруженность другими важными проектами.
Продолжение
К сожалению, после участия в параде и демонстративного переплытия через Неву единственный экземпляр БАД-2 разобрали.
Но вскоре его заменил ПБ-4, испытания которого длились до августа 1935 года. Используя безрамный несущий кузов и отечественный двигатель ГАЗ-АА машина также имела массу недостатков, которые вновь перечеркнули все усилия конструкторов создать универсальный боевой аппарат.
За ПБ-4 последовал ПБ-7 — в последнем проекте были исправлены все прежние просчеты разработчиков, доказательством этого стал положительный вывод испытаний, проведенных осенью 1937 года.
Как результат — ПБ-7 снова рекомендуют в производство, но снова его сворачивают. Причина — снижение интереса к теме плавающих танков у самих военных, к тому же отмечалась слабая огневая мощь пулеметов.
Из всех созданных в 30-е годы бронемашин к нашему времени дожил лишь один экземпляр ПБ-4 — он находится в военно-историческом музее поселка Кубинка Московской области.