Перед прочтением данной статьи автор настоятельно рекомендует посмотреть фильм
Можно ли назвать фильм «Зеркало» настоящим произведением культуры и искусства? Для того, чтобы ответить на данный вопрос, необходимо разобраться в том, что вообще из себя представляет настоящее, истинное и подлинное произведение. Затем предстоит провести социологический анализ просмотренного фильма для понимания того, можно ли его действительно считать настоящим произведением искусства и культуры.
Настоящее произведение искусства и культуры – это способность автора данного шедевра все чувства, намерения и эмоции, которые он хотел передать, донести до человека, который рассмотрел то или иное произведение. Это такое искусство, которое способно затронуть душу человека, оживить ее, заставить нас посмотреть совсем по-другому на окружающий мир.
Андрей Тарковский – настоящая легенда советского кинематографа, во многом загадочная и непонятная фигура, достаточно сложно оценить и понять магию истории и визуальных решений Тарковского. Об этом режиссере знает каждый русский человек, поскольку его творчество представляет собой значительное и необычное явление мировой культуры. Сам Тарковский в своих интервью говорил, что замысел фильма довольно прост: для объяснения он приводил слова уборщицы, которая после сеанса «Зеркала» вмешалась в спор по поводу сюжета фильма и сказала следующее: «Человек прожил жизнь. Когда ему показалось, что он должен умереть, он вспомнил, сколько боли причинил своим близким. Мужчина был этим чрезвычайно взволнован и захотел попросить прощения, но было уже поздно».
На самом деле, это действительно так. Фильм повествует о чувствах и истории режиссера к своей семье и близким людям: (матери, отцу, бывшей жене, сыну). Тарковский фактически идентифицирует себя с главным героем Алексеем. Это не случайно, так как практически все эпизоды являлись отражением воспоминаний самого Андрея, где детство смешивается с кадрами исторической хроники и простой жизни.
Однако, если не воспринимать слова Тарковского всерьез (все-таки ему не понравилась финальная версия фильма), можно понять, что данный фильм – гораздо более масштабное творение. Безусловно, нельзя не заметить поднимаемые проблематики: культурологические, философские, мистические, религиозные и исторические аспекты. Режиссер разрабатывал сценарий около 10 лет, именно поэтому в фильме содержатся как мысли о судьбе самого народа, так и о судьбе всей России, что является истинным смыслом картины.
Фильм содержит огромное количество образов и символики. Так, постепенно образ Марии отождествляется с образом России, а также в некоторых картинах с образом богоматери через образы льющегося молока и заботы. Также присутствует образ воды, который косвенно символизирует течение времени. В самом начале фильма присутствует образ сильного ветра, который чуть ли не сбивает с ног врача, стирает все противоречия.
Нельзя не сказать и о специфических чертах данного фильма, которые перевернули мировую киноиндустрию. Начнем с того, что Тарковский ввел направление радикальной реконструкции ушедшего прошлого. Так, воспоминания, терзающие главного героя, пронизывают весь фильм.
Кроме того, в фильме содержится личная, почти исповедальная интонация. Косвенно говоря о себе, Тарковский делится болью всего своего поколения, связанной с репрессиями и Великой отечественной войной. Благодаря этому «Зеркало» дает возможность целому поколению, пережившему катастрофы 20 века, избавиться от своей боли, увидев ее воплощение на экране.
Еще одна особенность фильма – автобиографические элементы. Тарковский предельно точно воспроизводит отношения, события и объекты из своей жизни. Эта интонация позволяет зрителю и сегодня пережить, почувствовать те эмоции, которые режиссер закладывал в свой фильм.
В «Зеркале» затрагивается проблематика времени, его сути: оно постепенно заставляет человека исчезать. Сам главный герой находится на протяжении всего фильма за кадром, мы можем слышать только его голос, это говорит о том, что он уже почти исчез из мира.
Кроме того, фильм «Зеркало» постоянно отсылает зрителя к классическим произведениям искусства. Так, кадр с Асафьевым на снежной горке отсылает к картине Брейгеля «Охотники на снегу». Также в некоторых кадрах присутствует Леонардо Да Винчи и музыка Баха.
Говоря о приемах Тарковского, стоит заметить, что в фильме их три основных: время, панорама, смена цветовой гаммы.
Длинные, безмонтажные сцены с текущим молоком уравнивают экранное время и время зрителя, от чего у неподготовленной аудитории может возникнуть ощущение скуки, но этот эффект заложен в поэтике фильмов Тарковского, которая требует от зрителей совершить внутреннюю работу, отстраниться от привычной массовой кинопродукции с бодрым ритмом и ощутить течение времени.
Второй фирменный прием-панорама. Как и текущее молоко, панорама помогает лучше ощутить ход времени и отвлечься от экрана.
Третий-смена цветовой гаммы между монохромностью и цветной картиной. Это позволяло ощутить прошлое и увидеть настоящее, отделить воспоминания от реальности.
Но почему же фильм называется «Зеркало»? Начать нужно с того, что это метафора всей жизни. Зеркало, в которое во время просмотра смотрит каждый из нас, – это биография не только Тарковского, но и нас самих. Когда человека попросят рассказать о себе, то первым делом он начинает вспоминать детство, так и Тарковский начинает свой фильм именно с детства.
Смысл концовки в том, что бытие циклично. Одно является зеркальным отражением другого: главный герой в конце фильма и лежит на больничной койке, и маленький бежит по полю, и еще только в зачатом состоянии.
Таким образом, подводя итоги сказанному выше, можно сделать следующий вывод: фильм «Зеркало» – действительно настоящее произведение искусства и культуры, поскольку, во-первых, в процессе просмотра фильма человек может увидеть себя в определенных сценах и почувствовать то же, что и чувствовал главный герой – Алексей. Это ли не настоящее произведение искусства? Во-вторых, Тарковский использовал огромное количество приемов, что позволило сделать фильм особенным и перевернуть всю мировую киноиндустрию с ног на голову.