Я не планировала начать знакомство с этой стороной жизни в Германии так сразу. Но, когда у тебя в анамнезе двое детей, то никуда не деться. А так как старшая дочь в своё время была постоянным посетителем всевозможных врачей и отделений, у меня не получается избежать сравнений. И да возрадуются некоторые, иногда сравнение не в пользу европейской медицины.
И так за полгода своего пребывания здесь мы успели оценить работу:
- педиатра
- семейного врача
- окулиста
- травматолога
- лора
- хирурга.
Да, примерно раз в месяц мои дети тестируют немецкое здравоохранение на адекватность и нервную систему родителей на прочность. И сколько бы лекарств я ни запихивала в чемодан перед полётом, у детей есть исключительное свойство выдать заболевание, к которому я не смогла подготовиться.
Педиатр. Поход к нему имеет небольшую предысторию.
За 2 месяца до отлёта младшенькая умудрилась поймать халязион в глазу. Московские врачи его лечили-лечили, но лучшим средством они признали - “наблюдение” или вырезать не раньше, чем через 3 месяца после возникновения. Третий месяц приходился уже на проживание в Германии.
И вот в день, когда на детей пришли карточки медицинского страхования - младшая столкнулась с мальчиком на детской площадке. И несмотря на то, что я, всегда стою рядом с ней на расстоянии броска кобры, моя четырехлётка умудрилась спровоцировать пятилетку, и он в одну секунду устроил песчаную бурю. И без того многострадальный глаз получил порцию грязного кварца. Мама парня помогла чем могла - водой и обещанием прибить заср…а. Через пару дней веко раздуло.
Начались неравные сражения мужа с возможностью попасть к педиатру. Здесь нельзя это сделать просто так. То есть никаких тебе детских поликлиник и прикрепления по месту жительства. Нужно попытаться прорваться на приём. Если врач переполнен постоянными клиентами, тебе легко могут отказать. Плюс, муж хотел найти русскоговорящего специалиста. На весь город такой была только одна. В итоге по счастливой случайности нашлось окно, да ещё и в день обращения.
Русскоговорящим врач была чисто условно. Видимо, она уже давно живёт здесь, и в основном вставляла в немецкую речь русские слова. Хорошо, что её помощница неплохо говорила по-английски. Муж смог отвечать на вопросы и понимать, что нам нужно делать. Итогом приема стал рецепт на мазь, которую нам бесплатно выдали в аптеке этого же здания. Глаз до конца не прошёл, но стал чувствовать себя значительно лучше. Взять двоих детей на постоянное обслуживание доктор отказалась, аргументировав это большим наплывом маленьких пациентов.
Семейный врач. Когда мы уже приехали в наш город, всё русскоговорящее комьюнити завело любимую песню: “У врачей мест нет, но вы держитесь!” А здесь выгодно найти именно семейного врача, потому что он первично принимает все медицинские проблемы. То есть если заболело ухо - сначала идём к нему, а не к лору. В этом есть своя логика, ведь не перегружаются обычные специалисты теми случаями, которые вполне может решить врач-терапевт.
Мы решили пойти своим путём. Причём в прямом смысле пойти. Потому что рядом с нами оказался не просто кабинет семейного врача. А ещё и русскоговорящего. (Вот как надо уметь выбирать квартиру, а не просто квадратура и куда окна выходят). И на удивление у нас не возникло никаких проблем с постановкой на “учёт”.
- А можно стать вашими постоянными пациентами
- А вы откуда?
- Россия
- У вас где квартира?
- (называем адрес)
- Отлично. А у вас контракт на год или больше?
- Больше.
- Ок. Вот вам документы, вот здесь и здесь подпишите, пожалуйста.
- И всё?
- Хотите мы вам и жене прививки от коронавируса и от гриппа сделаем?
- Да, конечно!
- Тогда ждём вас завтра в 9.15 и в 9.30
Ну, серьёзно, а что врач должна была отказаться от вполне себе выгодных пациентов? Живём мы рядом. Уезжать в ближайшие пару месяцев не планируем. Страховые взносы оплачиваются регулярно. В целом молодые и вполне здоровые. Ну с чем мы можем прийти? На прививки да пару раз в год с простудой. Ну, и с детьми иногда. (Ох, знала бы она тогда, что будет дальше, отказалась бы).
Нас тоже всё более чем устраивало - мы смогли быстро вакцинироваться, сделать переводы прививочных сертификатов, получить справку дочке в школу (она как раз должна была пойти в интеграционный класс). Через неделю у мужа после похода за грибами в местный лес вытащили клеща. А у младшей опять воспалился глаз. Но врач уже направила нас к окулисту, потому что всё же здесь налицо была его зона ответственности.
Окулист. В один не прекрасный вечер глаз, оставленный под наблюдением без наблюдения, воспалился вновь. Причём занимать страусиную позицию уже было нельзя. Взяв с собой направление от семейного врача и мужа в качестве переводчика с английского на русский, мы поехали к единственному окулисту в городе, у кого значился возможность приёма детей (Шах и мат. На город с населением более 150 тысяч человек один детский окулист. Мне кажется, Германии нужно не IT-ников на работу приглашать, а врачей). Но он нас не принял. Потому что в этот день была полная запись.
- А что так можно? - удивятся все российские врачи, часто принимающие пациентов между записями, и немного в конце смены.
- Легко - ответят их немецкие коллеги. Моя бабушка в этом месте уже бы схватилась за сердце и корвалол.
Но нас не бросили, а посоветовали другого врача, который иногда принимает экстренных маленьких пациентов. Только кабинет у него в небольшой деревне. От нашего города рукой подать - 40 минут. На трамвае. (Да-да, вы все правильно прочитали, трамвай, а не автобус). Врач, действительно успел нас принять, аккурат за 15 минут до обеденного перерыва. По-английски он говорил не очень хорошо, но даже я со своим уровнем поняла, что он рекомендует нам:
- Мазь, которую бесплатно нам по рецепту выдадут в аптеке
- Наблюдать, и если улучшения до Нового года не будет, тогда и поговорим об операции (на дворе стоял октябрь)
- И делать компрессы из чайных пакетиков на больной глаз 3 раза в день.
Да, я тоже переспросила мужа. Компрессы из чая? На глаза? В Германии (ведь многие помнят времена, когда по ТВ собирали деньги, чтобы вылечить больных именно в этой стране. Она ассоциировалась с вершиной эволюции в медицине).
- Да-да. Тёплый пакет, на глаз. И так дней 10.
Но стоит отметить, я не знаю, что в итоге помогло - мазь, собственный иммунитет ребёнка или 1 пакет, приложенный за всё это время (потому что младшая не приемлет нетрадиционную медицину), но глаз прошёл. Ведь это была не самая большая наша проблема дальше.
Травматолог. Примерно через неделю после окулиста, старшая с младшей развлекали себя как могли в детской, пока я готовила им ужин. И вдруг звук падения и дикий рёв раненого медведя. Всю ночь мы надеялись, что это ушиб. Рука была немного распухшей в районе кисти. Но синяка не было. Приняли решение идти к семейному врачу. Она за минуту оформила направление в госпиталь. С высоты опыта и рентгеновского зрения поставив перелом.
- Да нет, конечно. Ну, какой перелом?
Едем в госпиталь настроенные сидеть 6-8 часов (именно столько обещают русскоговорящие чаты). Очередь человек 15. Но уже через 15 минут направляют на снимок. Ещё 20 минут в комнате ожидания. А потом приглашают в кабинет. Но только с одним из родителей. Так как от меня толку немного. С дочкой идёт муж, который может поддержать беседу с медицинским персоналом на английском. Ещё через 30 минут дочь выходит с гипсом и диагнозом: “Трещина”.
- А где очередь на 6-8 часов?
Не знаю, мы ещё 2 раза приезжали, таких очередей так и не встретили. Всё довольно оперативно. Снимок налево, кабинет хирургов-травматологов направо. Большой зал ожидания. 7 смотровых кабинетов, между которыми врач переходит между пациентами. Что-то делает он, что-то медсестра (гипс, например).
Потом дети нам дали передышку перед Новым годом, потому что моему больному глазу самому требовался специалист, а здоровому - пощада. История моего крестового похода по окулистам еще продолжается, поэтому писать о ней пока не буду.
Отоларинголог. Старшая забрала эстафетную палочку у младшей, и в выходной (Естественно! Ну а когда же ещё? Тут все мамы всех стран меня поймут) - выдала больное ухо. Пффф. От этого я везла капли. Но они не помогли. К понедельнику болели оба “локатора”. И вновь мы на пороге кабинета семейного врача.
- Давно не виделись.
- Отит?
- Да, не похоже. Пробки вероятнее. Вот вам направление к лору.
Муж записывает нас на приём, но поехать с нами не может (всё же должен в этом доме кто-то зарабатывать). Приходится нам с дочерью проходить этот квест самостоятельно. Тем более с ней это уже было. И она помнит, как огромным шприцем (почти как в “Кавказской пленнице”) ей заливали воду в уши, а потом наклоняли над белым эмалированным лотком почкообразной формы. Не больно, но запоминается. Она не помнит, как была в реанимации с пневмонией в три года. Конечно, не помнит инфекционного отделения в год. С трудом восстанавливает в памяти лоротделение в 5 лет, куда загремела накануне Нового года с гайморитом. Но вот процедуру промывки помнит в мельчайших деталях.
И тут она уже была настроена пройти все эти инквизиторские пытки по второму кругу, но в Германии её избавили от проблемы за 1,5 минуты. Каким-то аппаратом наподобие “кукушки” подули воду и отсосали. Теперь у неё нет оправдания, чтобы не слышать, что я говорю. На прощание врач посоветовала записываться на данную процедуру каждый год, а ещё посетить ортодонта и рассмотреть вопрос исправления прикуса.
Хирург. Очень хочется написать, что это заключительная часть, но думаю, что нет. Хотя она для меня самая морально сложная. Ведь в понедельник у ребёнка заподозрили аппендицит. Небольшая температура, тошнота, спазматическая боль в животе, усиливающаяся при ходьбе, бледность. Проверенной дорогой идём к семейному врачу.
- Да, у тебя, девонька, аппендицит.
- Вы уверены?
- Ну, сейчас в хирургию поедете, дорогу-то вы знаете, - троллит доктор - Если что лапароскопически удалят, пару дней в больнице и всё.
Но всё да не всё. В знакомом хирургическом отделении, куда мы добирались на своих двоих автобусом, не оказалось в этом время хирурга. И нас послали в частный кабинет другого врача (хорошо, что недалеко от больницы). Там спустя полтора часа ожидания, потыкав дочь со всех сторон, нас отпустили домой:
- Сдать анализы крови на следующий день в лаборатории города
- Посадить дочь на хлеб и воду на пару дней
- Прийти на приём через 2 дня
- А если будет плохо, тогда приезжать в госпиталь.
Да-да, вы всё верно прочитали. Ни УЗИ. Ни экстренного забора крови.
Н И Ч Е Г О. У ребёнка с подозрением на аппендицит. Так бывает? Да, бывает. Спустя 2 дня - подозрение сняли. Что это было мы так и не поняли. Кровь показывает незначительное повышение уровня лейкоцитов. Так что прямого включения из хирургического отделения, слава Богу, не будет.
Вместо выводов:
- В Германии лучше не болеть, потому что путь до врача сложен и тернист
- Очень большие страховые взносы реально работают - если тебе необходимо какое-то лекарство для лечения, тебе его выдадут без дополнительной оплаты
- Всё лечится покоем и обильным питьём, если это не помогает, то тогда смотри пункт первый.
- К детям ждать особенного отношения у медработников не приходиться.
- Семейный врач - это действительно очень рабочая схема
- Пусть нам не придётся проверять на практике, а так ли крута немецкая медицина, как нам о ней в России рассказывали.