Найти в Дзене
Карибик

Русские путешественники отправляются к карибским берегам. Часть шестая

Куба - первая страна в Латинской Америке, где открылось железнодорожное сообщение. Фотр: автор
Куба - первая страна в Латинской Америке, где открылось железнодорожное сообщение. Фотр: автор

В 50-ые годы XIX в. состоялось несколько российских экспедиций на Кубу, ода из них связана с именем Александра Гавриловича Ротчева (1807-1873 гг.), путешественника, писателя и бывшего губернатора города Форт-Росс в Калифорнии (в 1838-1842 гг.).

Александр Гаврилович Ротчев родился в 1806 году в семье офицера (по одним данным), по другим данным - отец Ротчева был архитектором.

В середине 1820-х годов Ротчев поступил в Московский университет. Затем он стал постоянным членом общественно-литературного кружка профессора А. Э. Раича (в прошлом состоял в "Союзе благоденствия"), редактора альманахов и журнала "Галатея". Здесь можно было познакомиться с членами университетского "Общества любителей русской литературы", исследователями отечественной истории, а также с приезжими писателями и деятелями культуры. Эти встречи были очень популярны среди московской молодежи. Среди членов кружка были такие личности, как М. Погодин, А. И. Кошелек, М. А. Максимович, Н.А. Полевой и В. К. Кюхельбекер и другие.

Во время своего пребывания на Кубе он посетил Гавану и Матансас.

Ротчев изучал на Кубе развитие промышленности, строительство железных дорог, но он также записал свои впечатления от красоты острова и города Гаваны: "... остров Куба подобен рогу Изобилия, покрытому ароматными цветами, полному сладких плодов и жатвы богатых ... ночью королева Антильских островов - восхитительная Гавана кажется Титанией в окружении сильфонов. Белое и черное население, народ и Господь-все придет в движение. Торговец принимает посетителей и друзей. Сотрудник в белой куртке, в белых брюках, надвинув на бровь панамскую шляпу, закуривает гаванскую сигару и спешит на свидание со своей красоткой (девицей). Песня и гитара раздаются повсюду. По улицам стремительно катятся флаеры, а на мягких подушках их причудливо раскачиваются красавицы, одетые в газовые и светлые платья, и, словно птицы, выглядывают из своих пушистых гнезд. Для тропического климата нет экипажа, флайанта: вы качаетесь в нем, как в постели. Оснащенный колесами огромного диаметра на сажень, расположенными одно от другого на значительном расстоянии, этот кабриолет не может наклоняться. Воланта в Гаване-это то же самое, что гондола в Венеции. Замените этот оригинальный и спокойный экипаж каким-нибудь европейским новшеством, и Гавана потеряет свой местный колорит. И что удивительно, так это то, что при таком удобном способе передвижения гаванские дамы почти никогда не опускают свои маленькие ножки на гаванские мосты".

Ротчев вернулся в Россию в том же 1852 году, но вскоре снова отправился в новые путешествия - в Индию, Африку, и наконец в Лондон, где познакомился со многими выдающимися людьми той эпохи, в том числе и с проживающим там в эмиграции Герценом. Герцен под влиянием рассказов Ротчев тоже стал задумываться о том, чтобы отправиться в поездку в Латинскую Америку.