Сейчас в Китае важным документом, удостоверяющим личность, является идентификационная карточка шэньфэньчжэн (身份证). Да, просто карточка, размером со стандартную визитку*, на которой указаны имя, пол, национальность, дата рождения, адрес регистрации, номер шэньфэньчжэна и фотография. А по каким документам идентифицировали личность в период китайской монархии?
*поэтому обычные китайцы очень удивляются при виде иностранного паспорта - целая книжка с кучей каких-то страниц! На мой паспорт пришла посмотреть половина отделения банка, когда я нагрянула туда оформлять себе банковскую карту
Первый опыт создания документа, удостоверяющего личность, случился в эпоху Борющихся царств в 356-360 гг. до н.э. благодаря реформам Шан Яна (商鞅, 390-338 до н. э.) — чиновника царства Цинь. Он внёс изменения в закон и обязал население зарегистрировать индивидуальные бамбуковые таблички, называемые чжаошэньте (照身帖). Их выдавали государственные учреждения и заверяли печатью: на табличке указывались имя, место рождения, род занятий. Иногда чжаошэньте снабжались рисунком, заменявшим фотографию, который делали уполномоченные на то художники.
Без этого важного документа жителям Цинь не позволялось останавливаться в тавернах, им могли отказать в выполнении каких-либо услуг. Уже в таверне на такого беспризорника могли пожаловаться блюстителям правопорядка, и те ловили нарушителя, вносили его в список "черных дворов" (黑户, семья без прописки) и могли подвергнуть суровому наказанию вплоть до отсечения головы.
От суровости данного закона пострадал сам Шан Ян. К концу своей карьеры он оказался в опале и спешно бежал в царство Вэй. По дороге Шан Ян решил заночевать в таверне, но не имел при себе чжаошэньте — ему отказали в предоставлении комнаты, поэтому бывшему чиновнику всю ночь пришлось провести на улице. До Вэй он добрался, но его оттуда погнали, а по возвращении в Цинь — казнили.
В последующие эпохи простое население Китая не получало индивидуально на руки какие-либо документы, подтверждающие их личность. Этот факт очень удивлял европейских путешественников, которые отмечали данное обстоятельство даже в начале XX века.
Вдоль и поперек Китая китайцы, по собственному желанию, могут свободно путешествовать — по делам ли, для собственного ли удовольствия, и могут останавливаться на жительство в любом месте безо всякого на то позволения и без всякой помехи. Не спрашиваются никакие паспорта, и никто из обыкновенных граждан не обязан иметь какие-либо документы, удостоверяющие его личность.
Джайльс, Г. А. Китай и его жизнь.
Всё вышеописанное касается обычных людей. Но вот чиновники были обязаны носить при себе особые предметы, которые позволяли им входить в императорский дворец, координировать работу своих подчиненных, взаимодействовать с другими государственными структурами.
Данные предметы назывались "верительными бирками". После объединения китайских земель под властью Цинь Шихуана и до эпохи Тан (618-907 гг.) активно использовались бирки в виде тигра — хуфу (虎符, буквально "тигриная бирка"). В эпоху Тан тигра заменили на рыбу — юйфу (鱼符) — поскольку дедушку основателя династии, Ли Юаня, звали Ли Ху (李虎, тот самый "ху" из слова "тигр"), а правящий род исключал использование имени членов императорской семьи в названии бытовых предметов.
Кстати, именно по этой причине ночные горшки, которые тогда назывались "хуцзы", то есть "тигрятами", и делались в форме тигра, переименовали в "мацзы", то есть "жеребята", их уже больше не делали в виде тигра. Подробнее об этом в статье:
Рыбные бирки выполнялись из дерева или металла: чем выше ранг чиновника, тем дороже материал, из которого изготавливалась его бирка. На них выгравировывали имя чиновника и его должность. Бирки были парными: одна хранилась в императорском дворце, другую чиновник всегда носил с собой.
Женщина-император У Цзэтянь (годы правления: 690-705 гг.) приказала сделать бирки в виде черепахи — гуйфу (龟符), поскольку дух-покровитель севера — Сюань У (玄武) — изображался в виде черепахи и имел в своём имени иероглиф "У" (武) как и в фамилии правящего дома провозглашенной У Цзэтянь империи Чжоу (династия Чжоу просуществовала до смерти своей основательницы, потом восстановилась династия Тан).
В эпоху Сун (960-1279 гг.) сначала использовались только рыбки, а позже их заменили на жетоны яопай (腰牌), на которых уже было больше информации об их владельцах, в том числе короткое описание внешности.
В монгольскую эпоху Юань (1279-1368 гг.) использовали пайцзы (牌子) — вертикальные медальоны, которые выдавали всем служителям императорского двора, в том числе и слугам.
В эпоху Мин чиновникам и родственникам императора предоставляли таблички из слоновой кости, которые назывались япай (牙牌, буквально "зубная дощечка". Логично, ведь слоновий бивень — это и есть зуб, и на китайском бивни называются просто "длинными зубами" 长牙).
В эпоху Цин (1644-1912 гг.) помимо верительных бирок яопай, сама одежда весьма красноречиво рассказывала окружающим о статусе человека: нашивка буфан (补方) на груди официального халата чиновника, драгоценные камни и павлиньи перья на головном уборе. Подробнее об этом я напишу в другой статье.
Паспорт (хучжао, 护照, "охранный лист") в виде официальной бумаги с печатью появляется как "проезжая грамота" в результате подписания Нерчинского договора с Россией в 1689 г. Он выдавался иностранным путешественникам при определенных условиях в зависимости от договоренностей между странами. Например, после поражения Китая в Первой опиумной войне (1842 г.) было установлено, что граждане Великобритании, Португалии, Франции и т.д. могут свободно перемещаться в пределах территории договорного порта, но для путешествия в другие регионы страны уже требовался "охранный лист".
Китайцы, в прочем, не спешили показывать государство приезжим и очень неохотно предоставляли такие паспорта. Например, Н.М. Пржевальский долго пытался получить заветную бумагу для путешествия в тибетский город Лхаса, в итоге добился её только в 1884 г.
Такова история идентификационных документов монархического Китая. Надеюсь, Вы нашли для себя эту статью интересной) Буду рада Вашим лайкам!
Источники:
1. Джайльс, Г. А. Китай и его жизнь.
2. Сыма Цянь. Исторические записки. Издательство "Восточная литература", 2003 г. том 2.
3. Сычёв Л.П., Сычёв В.Л. Китайский костюм, 1975
4. Книга 《古代人的日常生活》(Повседневная жизнь древних людей), автора 讲历史的王老师
5. Статья 《照身贴》(Чжаошэньте) в крупнейшей онлайн-энциклопедии Китая Baidu Baike