Ну, что, последняя серия. Готов смотреть с воодушевлением, потому что от пары предыдущих у меня прям местами подгорало, но в них было по паре интересных моментов, да и смотреть их было хотя бы весело. Так что я прям готов.
Начинается всё с того, что Эминем находит упавшего с неба мужика и называет его Сауроном. Ну-у-у, прямо не знаю. У меня мысль о том, что это Саурон, исчезла ещё на моменте его сожаления о гибели светлячков. Потом я ещё серию-другую чисто механически подчёркивал, что создатели пытаются показать эту двойственность, но неужели к восьмому эпизоду есть хоть кто-то, кто думает, что этот человек - Саурон? После того, как нам показали кучу его добрых дел, сделали миллион отсылок на образ Гэндальфа из экранизаций Джексона. Из-за того, что я начиная с четвёртой серии убеждён, что это Гэндальф (на самом деле, с третьей, но там ещё можно было сомневаться), вся вот эта линия с прислужниками Саурона изначально теряет какой-либо сюжетный смысл. Понятия не имею, что с ними будет дальше, но готов поспорить, что все их сцены можно будет просто выкинуть - и сюжет (ха, сюжет в Кольцах Власти, хорошая шутка) не пострадает.
Галадриэль в типичном лошадином слоу-моушне привозит раненого Халбранда к эльфам Келебримора. И пока те его лечат, беседует с Элрондом. Хорошая сцена по задумке, но всё портят типичные корявые эльфийские диалоги типа: "Галадриэль! Ты почему здесь? - А ты почему здесь? - Пойдём выйдем". Это просто потрясающе, на самом деле. Зачем вообще стараться, придумывать какие-то шутки и мемы, когда достаточно просто внимательно смотреть оригинал?
А дальше, признаться, на прямо впал в ступор, потому что не знал, что писать. Только через день дошло, почему - на экране показывают событие, которое фигурировало в книге - встречу Саурона и Келебримбора. Это настолько незнакомые ощущения, что я прямо сразу и не сообразил, что надо перестроиться и рассуждать в другом ключе.
Так вот. Удивительно, но к созданию самих Колец Власти авторы подошли ну так, нормально. По книге, конечно, Саурон и Келебримбор без всяких Электродрелей справились, но ладно, это экранизация, она не должна точно следовать книге, бла-бла-бла. Келебримбор думает, как бы с помощью кусочка митриля, подаренного Элронду Дурином, сделать что-то серьёзное, Халбранд рассказывает ему о том, что в их краях хорошего металла мало, поэтому они изобрели легированную сталь - стали добавлять всякие добавки. Имеет смысл - например, множество мифов о суперсвойствах японских катан связаны как раз с тем, что в условиях дефицита железной руды, катаны старались делать из естественнолегированного железа с серьёзным количеством молибдена и некоторых других добавок, тогда как в Европе мечей было больше, и оружие из не настолько качественной стали встречалось ощутимо чаще. В общем, можно предположить, что в вулканической пустынной местности Мордора действительно были проблемы с качественной рудой, что подтолкнуло ученика Аулэ к таким экспериментам. Ну и, конечно, завершает Халбранд свой рассказ словами о подарке, что намекает на имя, которое взял себе книжный Саурон в аналогичный момент - Аннатар, "лорд даров".
Единственное - откуда ты, сволочь, знаешь слово "никель"? У вас там в Мордоре обитал какой-то орк по имени Николай? Ну у вас же есть в команде нормальный лингвист, Дэвид Сало, неужели нельзя было его использовать не только для надписей и фраз на эльфийском, а и в других местах сценария.
В Нуменоре умирает Тар-Палантир, и сестра Исильдура (вы же помните этого очень важного и нужного персонажа, которого так не хватало в каноне и даже имя которого я не помню?), которая при этом присутствовала, получает доступ к палантиру. Зачем это всё - пока непонятно.
Келебримор в разговоре с Гиль-галадом рассказывает о плане создать корону и упоминает фразу о власти "не плотской, но над плотью", которую раньше говорил Адар. Галадриэль это вспоминает, и до неё доходит, что с Халбрандом что-то не так. Мне, кстати, опять нравится реализация этого эпизода - нам показывают, что Халбранд/Саурон не напрямую как-то рассказал Келебримбору, что делать, а внушил ему мысли, которые приводят эльфа к необходимому результату.
А между тем с Гэндальфом происходят всякие нелепые и ненужные события. Злые тётки в белом, которые по-прежнему считают, что нашли Саурона, рассказывают, что он должен идти в Рун (это земли на востоке) и там он вернёт память и силы. Всю эту компашку выслеживают хоббиты, тётки на них нападают, но Гэндальф их защищает.
Удивительно, но я угадал - эта линия с прислужниками нафиг не не нужна. Три злыдни оказываются то ли призраками, то ещё кем-то - непонятно, откуда взялись, непонятно куда их изгнали, непонятно, что это вообще такое. Гэндальф почему-то решает идти в Рун, хотя сам не знает, почему. Садок погибает в схватке - для чего? Он непонятно зачем бросил караван, пошёл куда-то, там непонятно зачем погиб. Гэндальфу он о звёздах ничего так и не рассказал. В чём вообще был смысл этого персонажа? Почему они называют его истаром? Где, кстати, Саруман и прочие? Ничего не известно, ничего не понятно. Зато нам вставили целую кучу фан-сервиса в виде повторения боя Гэндальфа и Сарумана из трилогии Джексона, и кучу цитат оттуда же.
И этот фансервис настолько плохой, что просто невозможно. Гэндальф поднимает отобранный у Эминема посох и изгоняет этих недоназгулов. При чём тут бабочки? Почему изгонять нежить должна призрачная бабочка? Какой же испанский стыд при просмотре, ты понимаешь, что конкретно в тебя пихают - Гэндальфа в плену в Сарумана, но не понимаешь, зачем.
Галадриэль находит древние летописи, в которых указано, что род южный королей прервался, и она, наконец-то, соображает, что всё это время рядом с ней был Саурон. Тот запускает серию флешбэков, по ходу которых зовёт Галадриэль замуж, и говорит, что мол, я-то почти исправился, мы меня будешь поддерживать на верном пути и всё такое.
И здесь, я думаю, пора поговорить про книги. Толкин писал, что величайших эльфов было два, причём их величие было примерно одинаково. Одним из них был Феанор - тот самый, который создал Сильмарили, палантиры, изобрёл лампочки (не шутка, если что), послал нахер Моргота, поднял эльфов на бунт и увёл их в Средиземье и всё остальное. Кто читал "Сильмариллион", тот представляет, насколько это великая личность как в положительном, так и в отрицательном плане. Так вот, вторым эльфом, причём наравне по степени величия с Феанором, была - не поверите - Галадриэль. Только её величие было не в создании всяких крутых штук, а в более неосязаемых вещах типа мудрости, проницательности, организаторских способностей и так далее. Именно поэтому она не дала прядь своих волос Феанору - почувствовала, что добром его дела не обернутся. Поэтому устроила моральное испытание для членов Братства Кольца, обнажив их тайные желания и показав Сэму горящий Шир, а Боромиру великий Гондор. Поэтому послала подальше Аннатара, почувствовав, что с ним что-то не так. Поэтому после открытия правды о Едином Кольце именно к ней отравился за советом Келебримбор, и отдал ей одно из эльфийских Колец. Поэтому именно она первой почувствовала, что в Темнолесье появилось какое-то зло. В общем, вы понимаете, да? А теперь представьте, какое неприятие у меня вызывает тот факт, что вот эта женщина не смогла догадаться о том, что рядом с ней всё это время путешествует Саурон. Вся эта ситуация чувствуется настолько нелепой в целом, что у меня просто не получается как-то нормально абстрагироваться и анализировать взаимодействие этих персонажей с логической точки зрения. То есть, Саурон не убил Галадриэль а просто ушёл - почему? Галадриэль и Элронд поняли, что Халбранд это Саурон, но всё равно решили сделать Кольца и ничего об этом никому не рассказали почему? Почему Саурон сражался с орками, ведь он мог просто на их рявкнуть, потому что именно он во многом является их создателем, и обладает над ними властью, которая ни одному Адару и не снилась? Почему никто из людей и эльфов не в курсе, что королевский род прервался? Да какая разница, всё в целом настолько неуместно, что я даже не хочу думать о каких-то отдельных вещах.
Дальше нам показывают создание Трёх Колец, на которые Галадриэль жертвует свой любимый кинжал, хранившийся как память о Финроде. Я, конечно, заценил визуальную отсылку на Око Саурона в плавильне:
И на кадр, где три руки берут заготовки для Колец, который повторяет кадр из трилогии Джексона, где эльфы берут сами Кольца. Пофиг, что тут всем занимается Келебримор, а Галадриэль и Элронд просто присутствуют - ладно уж, это мелочи.
Но есть две вещи, о которых я бы хотел поговорить на этом моменте.
Во-первых, о том, что эта серия стала ярким примером того, что нам до сих пор не умеют показывать магию Средиземья. Вот что такое эльфийская магия у Толкина? Есть эльф, у которого есть знание и понимание природных процессов. У него есть желание создать что-то прекрасное. У него есть достаточно мастерства и опыта, чтобы руками это сделать. И он вкладывает часть своей души в свою работу. И всё. На выходе мы получаем магию, какую-то распрекрасную уникальную вещь, которая обычным людям кажется волшебной. Это что-то очень неуловимое, но вместе с тем очень интуитивно-понятное и эмоционально цепляющее. А что мы видим вот, например, при создании Колец? Примеси металлов, подбор давления. Чистая физика. Нет, персонажи, конечно словами говорят - вот, мол, сила незримого мира закольцована в кольце и обеспечивает власть над плотью, но это просто сказанные слова, нет буквально ни единого визуального пояснения, какого-то погружения в эти вещи. У Джексона их тоже не было, но у него хотя бы хватило ума, чтобы вообще не закапываться в эту тему - есть вот волшебные кольца и всё, а зачем, почему - мы в это не лезем. И в целом мысль о том, что для создания волшебного предмета нужен волшебный материал - она вот прямо совсем нетолкиновская, она как мидихлорианы в "Звёздных войнах", рушит огромную часть морального наполнения и авторского посыла. А какую магию нам показывают? Огнемёты из рук, телекинез и прочие спецэффекты, которыми сейчас уже никого не удивить.
А второй момент - это факт, что финал серии, где выплавляются три Кольца, полностью убивает восприятие всей этой истории с митрилем. По сериальному лору митриль способен спасти увядающих эльфов - ок, бессмысленно, но пусть будет. Но в последних сценах последней серии нам показывают процесс, который визуально этому противоречит - золото, серебро и митриль смешивают, потом разделяют и делают три Кольца - одно золотое, одно митрильное и ещё одно непонятно какое, по логике должно быть серебряное, но по цвету не похоже. Смотришь на это и думаешь: "Так, а в чём смысл, напомните ещё раз, пожалуйста?" Возможно, подразумевалось, что трёп персонажей про власть над плотью и споры вокруг куска металла должны были меня убедить, но, святый Эру, я же не радиопостановку слушаю, а кино смотрю - покажите мне что-нибудь, а не рассказывайте об этом.
Ну и заканчивается серия кадрами возвращения Саурона в Мордор.
Ну что же, это была первая серия, которая начиная с момента разговора Халбранда и Келебримора увлекла меня настолько, что я её досмотрел, а уже потом сел писать этот пост. Вся движуха вокруг непосредственно создания Колец получилась весьма даже смотрибельной, даже несмотря на то, что в целом дыр в логике сюжета больше, чем в сыре маасдам.
А в целом сериал похож на эти самые сериальные Три Кольца, если бы их покупали по госзаказу - огромный бюджет, много разговоров, торжественное перерезание ленточки, только вот сами кольца при этом куплены за три копейки на Алиэкспрессе.