Друзья! Предлагаю вашему вниманию рассказ подписчика о своем отце — Волкове Геннадии Михайловиче, участнике боевых действий на Северном флоте, северных конвоев, спасательных операций.
Мой отец, Волков Геннадий Михайлович, был призван по спецнабору на службу в ряды ВМФ в 1939 году. Ему было 19 лет. Службу проходил на военно-морской базе (ВМБ) в г. Владивостоке.
Уже в ходе Великой Отечественной войны в 1944 году в составе Тихоокеанского флотского экипажа, железнодорожным транспортом был направлен из Владивостока в Мурманск — на Северный флот и в дальнейшем в Шотландию (ВМБ Скапа-Флоу), где принимал участие в приёмке и подготовке к морскому переходу боевых кораблей переданных Англией нашей стране по условиям соглашения о разделе флота вышедшей из войны в 1943 г. Италии.
Пунктом сбора и посадки на транспорты экипажей линкора и подводных лодок был Архангельск, а команды эсминцев должны были отправляться из Мурманска. Движение конвоев из Англии в северные порты СССР позволяло использовать возвращающиеся американские транспорты для переброски личного состава в Англию, где морякам предстояло в короткий срок принять выделенные корабли, освоить технику и оружие, отработать задачи боевой подготовки и совершить на них переход на Родину.
Транспорты из Архангельска пришли в Мурманск 27 апреля и в 8:00 утра 28.04.1944 из Кольского залива в составе конвоя из 44 транспортов «Либерти» под охраной 25 боевых кораблей начался переход.
7 мая 1944г. конвой пришёл в Англию, преодолев 1955 морские мили. Несмотря на то, что транспорты с экипажами находились во внутренней второй колонне и усиленно охранялись, один американский транспорт был торпедирован 2-мя торпедами. Он затонул за 8 минут. В воде оказались 143 человека. Нахождение в ледяном океане более 15 минут смертельно опасно. Но корабли конвоя шли мимо людей не останавливаясь, опасаясь повторной атаки. Спасение тонущих началось только через 40 минут, последних подняли через 2 часа 30 минут, что увеличило число жертв. Погибли 42 человека, из них 23 человека из состава экипажа советского эсминца «Достойный» — в трюме из-за обрушения лестницы.
Немецкая подлодка не была обнаружена.
В Великобритании, более 3 месяцев, шла подготовка к переходу в Союз кораблей: линкора (англ.) — советское название «Архангельск», 9 эсминцев — США (один на запчасти, т.к. корабли были 1917-1919 гг постройки), 4 подлодки (англ.) для временной службы в составе Северного флота. Экипажи эсминцев, получившие названия «Жёсткий» и «Живучий», были сформированы из моряков-тихоокеанцев.
Квартировался экипаж, в который был зачислен папа, на английском эсминце «Челси» (впоследствии эсминец «Дерзкий» Советского военно-морского флота), быстро осваивали вооружение и ремонтировали судовые механизмы принимаемых эсминцев.
В июле 1944 года эсминец «Жёсткий» был официально передан советской стороне и на нём поднят Советский военно-морской флаг. Все корабли отряда были готовы к походу к родным берегам. Подводные лодки уходили по одиночке с недельным интервалом.
Первая лодка В1 (самого современного типа на то время в английском флоте), под командованием Героя Советского Союза и самого молодого (26 лет!) командира на всём Советском ВМФ Фисановича И. И., 27 июля трагически погибла. Её уничтожил британский же самолёт, сбросив бомбы под предлогом нахождения неопознанной лодки в закрытом для плавания районе, хотя маршрут следования лодки был заранее согласован с англичанами. Адмиралы и премьер-министр Черчилль прекрасно знали о факте гибели нашей лодки, но скрыли её причину от советского союзника, тем более, что приближалась Ялтинская конференция Глав антигитлеровской коалиции. Сегодня место гибели известно и объявлено мемориальной зоной. А на берегу бухты Скапа-Флоу в начале 2000-х установлена памятная плита с именами советских подводников, наряду с памятными плитами британских экипажей.
Переход остального отряда состоялся в составе большого конвоя из 34 огромных транспортов типа «Либерти» и где советские боевые корабли выполняли первую боевую задачу по их охране совместно с кораблями союзников. По пути к советским берегам было уничтожено 3 немецкие подводные лодки, в том числе 1 лодка советским эсминцем. «Жёсткий», в числе других кораблей, непосредственно участвовал в атаке на подводную лодку.
14 октября 1944 года отец был награждён медалью Ушакова за этот боевой переход. «Медаль Ушакова» — самая почитаемая награда у моряков.
24.08.1944 г. эсминец «Жёсткий» на котором проходил службу отец, в составе эскадры маршрутом арктических конвоев прибыл на базу в Ваенгу (ныне Североморск) и вошёл в состав Северного флота.
Основной базой Северного флота в годы войны был Полярный, где постоянно в дальнейшем базировались эсминцы и подводные лодки. Эсминцы выполняли задачи по охране морских коммуникаций, сопровождению конвоев и поиску подводных лодок противника.
30 декабря 1944 года, когда «Жёсткий» и «Живучий» после выполнения боевых задач прибыли на отдых в Полярный, где началась подготовка к новогоднему празднику, неожиданно прозвучал сигнал боевой тревоги. Транспорт «Тбилиси», шедший из Ваенги в Печенгу, в открытом море проходя у полуострова Рыбачий, был торпедирован немецкой подводной лодкой. Погиб капитан и 57 военнослужащих-пассажиров и членов экипажа. Судно было модульной конструкции и разломилось, носовая часть оторвалась при взрыве и затонула. Кормовая часть была охвачена пожаром. Но на транспорте оставалось много ценного груза и уцелела главная двигательная установка.
В 4 часа 31 декабря из Полярного по тревоге к месту аварии вышли эсминцы «Жесткий» (под брейд-вымпелом начальника штаба эскадры Северного флота капитана 1 ранга А.М. Румянцева) и «Живучий». В 6 часов корабли обнаружили транспорт и два тральщика с помощью радиолокатора в семи милях к северу от мыса Цып-Наволок. По приказанию начальника штаба эскадры «Жесткий» приступил к подготовке к буксировке транспорта «Тбилиси». Нужна была команда, которая с риском для жизни, была бы готова перебраться на транспорт закрепить грузы на палубе и принять концы буксировочных тросов.
В новогоднюю ночь 1944-45 гг. отец в составе группы из 5 моряков-добровольцев принимал активное участие в спасении транспорта «Тбилиси». Для принятия буксира на судно были высажены матросы эсминца «Жесткий» — артиллеристы Игорь Раздеров, Михаил Фетисов и Николай Матукин, торпедист Геннадий Волков и марсовый Владимир Опарин. Им пришлось в темноте полярной ночи, при свете прожекторов, перепрыгивать с борта боевого корабля, в момент нахождения его на гребне штормовой волны, на скользкую палубу другого, более высокого огромного неуправляемого судна.
«Живучему» было приказано принять с тральщика Т-115 78 пассажиров и членов команды транспорта «Тбилиси» и обеспечивать противолодочную оборону в районе спасательных работ.
Эсминец «Жесткий» несколько раз заводил буксирный трос и пытался буксировать аварийное судно кормой, но всякий раз трос лопался при самом малом ходе. Натянутые тросы 10 раз рвались. Транспорт с креном 40-45 градусов на левый борт продолжал дрейфовать на юго-восток.
Подошли ещё боевые корабли и морские буксиры, и тогда удалось взять пароход на буксир. Всё проходило в условиях сильного 8-бального шторма и завершилось успехом через более 40 часов напряжённых усилий. За это время судно продрейфовало более 80 морских миль. Мокрые с головы до ног, на ледяном ветру, моряки выполнили поставленную задачу. Все остались живы. Руководил спасательной операцией начальник штаба эскадры А.М. Румянцев. Он лично инструктировал добровольцев и принимал все решения в ходе спасения «Тбилиси». Транспорт с военным грузом был спасён, приведён в Териберку и служил ещё до 1976 года после восстановления в 1959.
За свой подвиг добровольцы награждены орденами (двое — Раздеров и Опарин — орденами Боевого Красного Знамени, а более молодые — отец, Фетисов и Матукин — орденами Отечественной войны I степени).
Кроме ордена у отца были медали «Ушакова», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией», весь ряд юбилейных.
Во многих боевых выходах, например, 16.01.1945, эсминцы «Жёсткий» и «Живучий» взаимодействовали с эсминцем «Грозный» (сов. постройки 1938 г.), где проходил службу известный впоследствии советский писатель Валентин Пикуль (роман «Реквием каравану PQ17» и многие другие).
К сожалению, этот день был омрачён гибелью эсминца «Деятельный» от торпеды германской подводной лодки из «Волчьей стаи». Погиб почти весь экипаж эсминца. Из северных вод удалось спасти только 7 моряков. Эсминцы «Жёсткий» и «Живучий» принимали участие в поиске немецкой лодки и спасении экипажа. Безрезультатно.
Службу закончил в 1947 г., в звании старшины 2-й статьи. В 1985 г. отцу был вручён орден Отечественной войны II степени...
Дмитрий Волков, сын
Опубликовано с разрешения автора. Оригинал: https://www.moypolk.ru/soldier/volkov-gennadiy-mihaylovich
☆ ☆ ☆