В Азовском пароходстве плавает пароход «Тбилиси». У него завидная боевая биография, единственная в своем роде и неповторимая.
«Тбилиси» был построен в 1942 году в Америке. Под огнем врага он не раз пересекал штормовую Северную Атлантику. Часто в составе конвоя он своими зенитками отбивался от самолетов с фашистской свастикой. Мастерски уклонялся от торпед гитлеровских подводных лодок. И всегда в целости доставлял военные грузы в Мурманск и Архангельск.
В канун 1945 года в Мурманском порту военный лоцман М. Сучков принял под проводку пароход «Тбилиси» с военным грузом на только что освобожденную Печенгу (Линахамари). Опытный моряк, он через огненное горнило Мотовского залива провел к героическому Рыбачьему около ста кораблей и судов под бомбежкой, под обстрелом немецких береговых батарей.
Ночью на выходе из Кольского залива при сильном ветре разыгралась большая волна. Сначала все шло нормально: лаг жадно отсчитывал мили, вахтенный помощник вел счисление пути, строго придерживаясь рекомендованного курса. Наблюдатели внимательно смотрели по своим секторам. Корабли охранения, как и полагалось, бережно сопровождали судно. Уже подходили к траверзу губы Скорбеевской, до Линахамари рукой подать, и тут вдруг неожиданно немецкая подводная лодка торпедировала «Тбилиси». Раздался взрыв. На палубе судна у мостика возник пожар. Пришлось остановить машину, объявить тревогу.
Положение трагическое. Носовая часть «Тбилиси», развороченная взрывом, стала быстро погружаться. Вот-вот последует за ней и оставшаяся на плаву половина с мостиком, машинным отделением и экипажем. Надо спускать шлюпки, спасать людей, но команда тушит пожар.
В этот момент вахтенный помощник доложил, что крен приостановился. И хотя вода почти касалась главной палубы, судно держалось на плаву.
На борту не было никакой паники — люди за войну привыкли ко всему. Наконец, из брандсбойта сбили последние языки пламени. Но к шлюпкам не подойти — все обледенело. Нужна была сверхчеловеческая ловкость, чтобы работать на качающейся, обледенелой, наклоненной палубе. С большим риском спустили одну шлюпку, посадили людей. Но волна ее подкинула и вдребезги разбила о борт «Тбилиси». Все находившиеся в шлюпке моряки погибли.
Корабли охранения несколько раз пытались подойти к борту. И каждый раз волны с силой отбрасывали их прочь от тонущего судна.
Во избежание пожара помещения заполнили углекислым газом. Люди, оставшиеся на борту, вцепились друг в друга, чтобы не свалиться в море. Прошло 5 часов невероятных мук.
Наконец, уже за полночь, чуть стихло, и один из кораблей охранения, виртуозно маневрируя, подошел к борту «Тбилиси». На его палубе стояли матросы, вооруженные кругами, кранцами, бросательными концами. Все перешли на корабль благополучно. Последним по штормтрапу спускался капитан В. Субботин. Но тут «Тбилиси» наклонился, ветром рвануло шторм-трап, и капитан сорвался в море...
Половинка «Тбилиси» оказалась достаточно прочной, выдержала шторм до конца. Течением и ветром ее отнесло к острову Кильдин, и там она села на мель. Когда успокоилась погода, эту часть «Тбилиси» отбуксировали в порт для выгрузки трюмов.
Уже после войны где-то нашли носовую половину парохода такого же типа, и мастера Архангельского судоремонтного завода «Красная кузница» срастили их. Вышел отличный пароход «Тбилиси». Им стал командовать бывший капитан легендарного ледокольного парохода «А. Сибиряков» А. Качарава.
«Тбилиси» еще долго плавал в Арктике. Перевез тысячи тонн народнохозяйственных грузов в составе Мурманского морского пароходства.
Теперь уважаемого северянина перевели на юг. Здесь его поставили на постоянную линию Новороссийск — Искандерун — Новороссийск. Под управлением опытного капитана В. Ярославцева «Тбилиси» успешно выполняет все планы грузоперевозок и считается одним из лучших в Азовском пароходстве.
С. БЫКОДОРОВ (1973)