Итак, как я уже недавно рассказывал, на прошлой неделе у меня состоялась поездка на Ростсельмаш. Посмотреть удалось немало, поэтому всё вместить в одну статью не получится, буду делить на части, по темам.
Начну с тракторного производства. Не знаю, всем ли известно, но Ростсельмаш выпускает не только комбайны, но и тракторы. История с тракторами началась в 2007 году, когда собственниками Ростсельмаша были приобретены у компании Buhler Industries 80% акций завода Versatile, производителя тракторов одноименной марки, расположенного в канадском городе Виннипег.
С 2008 года значительная доля выпускаемых в Канаде тракторов стала поставляться на российский рынок под маркой Ростсельмаш. Впоследствии было принято решение о запуске производства тракторной техники на собственных мощностях в Ростове-на-Дону. Под это дело был перестроен один из цехов советской постройки.
В 2016 году с конвейера Ростсельмаш сошли первые колесные тракторы 6-го тягового класса с шарнирно-сочлененной рамой 2000-й серии – модель 2375 с 11-литровым дизелем Cummins мощностью 380 л.с. и механической трансмиссией. Спустя некоторое время линейка пополнилась более энергонасыщенной модификацией, специально разработанной под российские требования, – Ростсельмаш 2400, с 405-сильным двигателем Cummins (тоже 11-литровым) и более производительной гидравликой. В 2019 году модельный ряд дополнили тракторы 8-го тягового класса серии 3000 с 15-литровым дизелем Cummins и автоматической коробкой передач PowerShift.
Освоив производство тракторов, Ростсельмаш с самого начала активно занимался локализацией. С 2016 года тракторы уже производились модифицированные под российские условия с доработкой конструкции и уровнем локализации выше 50%.
На сегодняшний день наиболее высокий процент локализации у тракторов серии 2000. Трактор 2375 соответствует постановлению № 719 и по требованиям законодательства РФ считается трактором российского производства. У 3000-й серии степень локализации несколько ниже, но в этом направлении ведется серьезная работа.
Ключевые агрегаты, которые удалось полностью локализовать на собственных мощностях, – это ведущие мосты для тракторов 2000-й и 3000-й серий, а также механические коробки передач для 2000-й серии. Детали мостов и КПП производятся как из собственного литья, так и литых заготовок, получаемых от российских смежников.
Для машин обеих серий компания самостоятельно изготавливает все металлоконструкции – рамы, тягово-сцепные устройства, топливные и гидравлические баки, литые противовесы и т.д.
Кабины тоже свои. Их производство налажено в цехе кабин (ни много не мало в 4-этажном!), где делают кабины как для тракторов, так и для комбайнов. В тракторосборочный цех поступают сваренные и окрашенные каркасы кабин, здесь их полностью комплектуют и собирают. Пластиковые элементы кабин – крышу и внутреннюю отделку – поставляют отечественные изготовители. Пластиковые панели облицовки моторного отсека тоже российского производства.
Для изготовления собственных мостов, коробок передач, бортовых редукторов, дифференциалов, валов, шестерен и т.д. для тракторов, комбайнов и дорожно-строительной техники в июле 2021 года начато строительство нового завода трансмиссий, который расположился на территории Ростсельмаш. На одной из площадок производство уже стартовало в 1 квартале 2023 года, здесь пока задействована лишь часть цеха, в остальных помещениях монтируется технологическое оборудование. При выходе предприятия на полную мощность его производительность составит 48 агрегатов в сутки. Собственное агрегатное производство позволит снизить себестоимость готовых узлов до 20%.
С пуском завода трансмиссий будет локализован наиболее сложный агрегат, который пока закупается на стороне, – автоматическая коробка передач на тракторы 3000-й серии.
Какие еще используются на тракторах отечественные компоненты, помимо перечисленных? Это система охлаждения, электрика, электронные блоки управления, система впуска/выпуска и др.
Собственно, из основных импортных компонентов остаются двигатели. До известных событий применялись только Cummins'ы. В 2023 году завод будет переходить на китайские моторы Weichai.
В настоящее время, как и прежде, Ростсельмаш выпускает две серии тракторов – 2000 и 3000, из них 2000-я – наиболее массовая. В каждой серии представлено по несколько модификаций, различающихся мощностью двигателей и производительностью гидравлики. Но в скором времени модельный ряд тракторов существенно расширится, кроме того значительно возрастут объемы производства. Существующие мощности тракторосборочного цеха уже на пределе: ранее цех работал в одну смену, теперь – в две.
Для того чтобы больше делать тракторов разных тяговых классов Ростсельмаш строит новый тракторный завод. На нем, помимо серий 2000 и 3000, будут собирать широкую линейку тракторов – от "малых" с классической жесткой рамой серии 1000 R1 с двигателями мощностью 170-250 л.с. и 1000 R2- R3 с двигателями 270-370 л.с. до самых мощных сочлененных 4-гусеничных 3000 DT (на резиновых гусеницах дельтавидной формы) с двигателями 492-600+ л.с.
Благодарю Вас за внимание.
Если понравилась статья, поддержите ее лайком.
Чтобы не пропустить публикации, подписывайтесь на канал "Строительная техника и транспорт".