О начале своего погружения в мир турецких сериалов я писала здесь. Мы же знаем, что главное в любом деле – нАчать. А дальше оно само пойдёт...
Немножко предыстории. После рецензии на «Жестокий Стамбул» (2021) мне порекомендовали посмотреть ещё одно произведение тех же авторов (сценарист С.Яник, продюсер Ш.Авшар), но более раннее – «Госпожа Фазилет и её дочери» (2017).
Отсмотрено немногим более половины, но как говорится, эмоции (и мысли) переполняют. Потому – начнём. А потом вернёмся и дополним.
Кроме мамаши Фазилет я, пожалуй, не буду называть имена героев и их исполнителей (из последних сил держусь, чтобы не уйти в пучины турецкого кинематографа, а там есть куда уйти...), ограничусь перечислением их ролей. И сложных взаимоотношений. И назиданий, просвечивающих через лепестки этого пышного восточного цветка.
Итак, госпожа Фазилет. На наш взгляд – никакая и не госпожа совсем, так, жительница одной из Стамбульских фавел. Малообразованная, громогласная, пробивная, с хитрым и оценивающим прищуром чёрных глаз, крепко стоящая на своих толстых коротких ножках (и быстро-быстро на них передвигающаяся к своим целям). Женщина-таран. Мы бы назвали её просто хабалкой... Но нет – госпожа. В Турции все тётеньки – госпожи.
Вот бы нам так...
Госпожа Фазилет – мать двух взрослых дочерей, пытающаяся обустроить их судьбу. Ну, или свою – за счёт них. Девчонки чудо как хороши, каждая по-своему. Но они – товар. Который мамаша намеревается продать максимально дорого. И даже преуспевает в этом.
Но! Турки и с Аллахом «на ты», а уж с кармой-то и подавно. Воздаяние за содеянное здесь (в сериальной жизни) наступает очень быстро. И ставшая-таки хозяйкой особняка с видом на Босфор, взошедшая на этот пьедестал по чужим и родным костям, госпожа Фазилет вмиг снова оказывается на родимом пепелище. Проклятая, в том числе, и своими дочерьми... А ты, как говорится, не воруй!
Вообще, большинство женских сериальных образов пребывает в какой-то патологической праздности. Ну ладно, что живут за счёт других, не утруждая себя работой. Так они ещё и не используют всю эту кучу свободного времени для саморазвития! (Сарказм). Их досуг – сплетни, скандалы, интриги (драки, отравления, удушения) и поиски богатого мужа. Чтобы потом выедать его мозг и запивать его же кровью.
О, бедные турецкие мужчины! Зачем, зачем вы растите себе жён-дурочек, не поощряете их развитие, учёбу и выбор собственной стези? Сон разума, как мы знаем, рождает та-а-а-ких чудовищ! И эти чудовища, всей своей демонической силой, рано или поздно обрушатся на вас...
Впрочем, есть исключения. Одно. Пожилой муж, добившийся в жизни практически всего и сам, спрашивает свою молоденькую жену – «Куда пойдёшь учиться? Кем ты хочешь стать? О чём мечтаешь?». Типа – проси что хочешь, любые университеты, ведь для меня невозможного-то мало... Только-только отметившая совершеннолетие девчушка, поднимает на него свои ангельские глаза – «Чево?»...
Среди многих сюжетных линий, тема любви (любви!) пожилого вдовца к юной, но уже вволю перестрадавшей женщине, звучит очень тонко и нежно. И девчушка тянется к нему, ища Спасения (с большой буквы С) от всего того кошмара, в котором живёт. Спасения, а не его неимоверного богатства.
На это богатство есть целый пул претендентов. Готовых не только затеять драку на похоронах матери и испоганить новую свадьбу родного папы, но и вырыть отца из могилы – «сделать так, чтобы скрипели его кости». О, Аллах! Хорошо, что это был не он...
Вернёмся же к госпоже Фазилет. Одолеваемая демонами, которые всегда приходят на то место, которое пусто, она совершает отвратительные вещи, сжигая (и в буквальном смысле тоже) мир вокруг себя. В топку идут и дальние, и ближние. И даже дочери, ради счастия которых, по легенде, всё и затевалось. Одна сцена побиения младшенькой в саду хозяйского особняка чего стоит! Смотреть на деяния госпожи Фазилет в первом сезоне сериала без отвращения невозможно. Так же как и на её образ.
Но! Карма, карма! Вновь оказавшись в родной лачуге, униженная, потерявшая всё, преданная самыми близкими, она открывает газ, садится в уголок и засыпает...
И рождается уже в новую жизнь. В такие критические моменты, как мы знаем, и происходит переоценка ценностей. Что называется - возникают новые приоритеты. И, хотя ухватки госпожи Фазилет остаются прежними, смотреть на неё во втором сезоне уже сплошное удовольствие.
Да благословит Аллах мои глаза, смотрящие в экран, и пальцы, стучащие по клавишам)
Оригинал опубликован на Проза.ру