Здания, созданные талантливыми архитекторами, вызывают восхищение и стали частью наших представлений о прекрасном. Но лишь единицы из этих мастеров смогли повлиять на развитие мировой архитектуры. В первом ряду таких архитекторов стоит Фрэнк Ллойд Райт, которого называют гением американской архитектуры и отцом органической архитектуры.
Райт – человек позапрошлого века. Он родился в 1867 году в американской глубинке, рано стал работать, а после развода родителей прибавил к своей фамилии, доставшейся от отца, еще и фамилию матери – о ней и сестрах ему пришлось заботиться уже в 18 лет. Одновременно он поступил на инженерный факультет университета в Висконсине, затем сотрудничал с архитектурными конторами и проектировал жилые дома, пока в 26 лет не создал в пригороде Чикаго собственную фирму.
Уже тогда было понятно, что Райт опередил свое время: он начинает строить дома в стиле Prairie – созданные для прерий, степей. Это было начало той самой «органической архитектуры». У «домов прерий» были непрерывные, гладкие, горизонтальные линии, плоские крыши, нависающие карнизы, створчатые окна. В таких домах много остекленных поверхностей, а внутренние пространства открыты и широки – ведь в них мало стен. В частности, нет перегородок между кухней, гостиной и столовой, пространства разделены лишь визуально.
Дома гармонично вписывались в ландшафт и были естественным продолжением окружающей природы, поэтому они тут же стали очень популярны у среднего класса, ведь они были, помимо прочего, еще и очень удобны. С 1901 по 1909 годы Райт создал около 120 проектов и построил 76 «домов прерий».В своей работе Райт ориентировался на принципы, по которым построены японские храмы: ритмичные членения фасада каркасами, вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами. «Естественность, внутренняя природа, изначально присущая каждому творению архитектуры, не должна быть утеряна. Здание должно производить впечатление целостности. Оно должно быть как бы сделано из одного куска, а не собранного из разных деталей», - считал архитектор.
Огромное значение он придавал «воздуху» в интерьерах: «Пространство — это источник, из которого исходят все ритмы. Оно - дыхание произведения искусства».
Органическая архитектура Райта имела разные воплощения. Созданные им стили отличаются чистотой линий и простотой, архитектор не любил сложных деталей и суетливости. Райт считал, например, что «дом не должен стоять на холме, он должен быть частью холма». Впоследствии он сотворил дома, ставшие частью водопада, леса, поля, каменной пустыни. Среди множества проектов Райта нет не только двух одинаковых, но и двух похожих домов.Дом Эдгара Дж. Кауфманна в Пенсильвании, или «Дом над водопадом», сегодня внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО – как и еще восемь зданий, спроектированных Фрэнком Ллойдом Райтом, в том числе и Музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке. Этот знаменитый на весь мир музей современного искусства Райт проектировал и строил шестнадцать лет, до самой своей смерти в 1959 году. Здание имеет форму опрокинутой спирали, а внутри напоминает раковину, в центре которой располагается остекленный двор. По задумке архитектора зритель должен сначала подняться на верхний этаж на лифте, а затем медленно спускаться по пандусу, рассматривая картины на наклонных стенах (хотя руководство музея проигнорировало эту идею Райта, и осмотр экспозиции начинается с нижнего этажа).
Как и с другими своими творениями, в здании музея Фрэнк Ллойд Райт использовал идеи, которые затем стали устойчивыми архитектурными тенденциями. И если посмотреть на современные дома, на их прямые линии, низкие плоские крыши, открытые пространства в интерьерах, то становится понятно, что дело Райта живет и процветает.
За свою жизнь он спроектировал около 800 зданий. Одной из самых масштабных его идей был проект целого города - Broadacre City, каждый житель которого владел бы акром земли и мог бы распоряжаться им по своему усмотрению. Нельзя было только сдавать землю в аренду. Несмотря на участки по 40 соток у каждого дома архитектор создавал не большую деревню, а именно город с банками, предприятиями, офисами, системой дорог, где легковой транспорт не пересекался бы с грузовым. Райт считал, что собственная земля может сделать человека экономически независимым в любых обстоятельствах. Он был уверен, что его Акрогород обеспечит пространство, свободу и красоту, необходимые для роста личности. К сожалению, проект так и не был осуществлен. В 1991 году Американский институт архитекторов признал Райта «величайшим американским архитектором всех времен». Созданное им направление органической архитектуры до сих пор не теряет актуальность.
Райт был человеком красноречивым, многие из его высказываний растасканы на цитаты и стали афоризмами. Например, вот эта: «Всякий дом — это чрезвычайно сложное, неуклюжее, беспокойное механическое уподобление человеческому телу. Электропроводка — вместо нервной системы, трубопроводы — кишечник, отопительная система и камины — артерии и сердце, а окна — вместо глаз и носа». Или вот эта: «Уезжайте как можно дальше от своего дома, чтобы строить свои первые здания. Врач может похоронить свои ошибки, но архитектор может только посоветовать заказчику посадить вьющиеся растения». Или эта: «Считайте постройку курятника такой же достойной работой, как постройку собора. Если отвлечься от финансовых вопросов, величина проекта мало значит в искусстве. По-настоящему важна выразительность. Она может быть большой в малом или малой в большом».
Но самым актуальным для современных архитекторов и проектировщиков должно стать вот это напутствие Райта: «Продолжайте учиться. Архитектору, который хочет подняться выше среднего уровня, нужно по меньшей мере десять лет подготовки перед практикой». Райт знал, о чем говорил.