Найти тему

Эксперимент по маркировке алкоголя RFID-метками — инициатива Минпромторга

Оглавление

Минпромторг выступил с инициативой провести эксперимент по маркировке алкоголя RFID метками. Заявление об этом появилось в прессе 22 июля 2020 г. Текст постановления о начале эксперимента пока не опубликован. Обнародована пояснительная записка, по которой можно сделать первые выводы о пилотном проекте.

Условия проведения эксперимента

Новый эксперимент по маркировке запланировано проводить с 1 января по 1 июля 2021 г. Это предварительные даты, которые еще могут перенести. В рамках проекта алкогольную продукцию будут маркировать акцизными марками с применением RFID (радиочастотных меток).

Цель эксперимента — повысить уровень защиты акцизных и специальных марок от копирования. В роли куратора проекта будет выступать ЦРПТ. Какие именно виды алкоголя будут участвовать в эксперименте, пока еще не утверждено. В исследовании будут задействовано производство ПАО «Микрон». Но у «Микрона» не будет доступа к системе ЕГАИС.

ПАО «Микрон» выпускает интегральные схемы, полупроводниковые изделия полного цикла. Она выполняет проектирование и производство технологических решений высокого уровня сложности. На данный момент это единственная в России компания, которая может предложить технические средства для эксперимента.

Что такое радиочастотные метки

RFID — это радиочастотная технология идентификации. Для записи информации служат метки или транспондеры. Они состоят из интегральной схемы для хранения и обработки данных и антенны для передачи и приема сигналов. В транспондере можно зашифровать от 10 до 512 000 байт информации.

Преимущества RFID-меток для маркировки алкоголя:

  • снижение затрат на маркировку;
  • оптимизация учета и логистики;
  • сложность подделки меток;
  • большое расстояние считывания;
  • считывание метки под широким углом;
  • значительный объем для записи данных;
  • устойчивость к негативным воздействиям.

Для расшифровки записанных данных используются ридеры (считыватели). Они получают сигнал и распознают информацию, а затем передают данные в учетную систему. RFID технология уже используется для маркировки шуб. В магазинах применяют стационарные и мобильные ридеры для расшифровки сигналов. Ридер может принять сигнал без прямой видимости метки.

Отличие штрих-кодов Data Matrix от RFID меток

Для маркировки большинства категорий товаров в России используется 2D штрих-код Data Matrix. Штрих-код предполагает графическое шифрование, без применения радиочастот. Data Matrix — это квадрат или прямоугольник, состоящий из чередования белых и черных точек.

Преимущества Data Matrix:

  • Возможность восстановить данные при значительном повреждении этикетки.
  • Минимальный размер этикетки 0,5*0,5 см (подходит для сигаретных пачек и лекарств).
  • Размер кода: от 10*10 до 144*1440 модулей. На этой площади можно зашифровать до 2 килобайт информации.

Для считывания кодов мы советуем использовать фотосканеры (имаджеры). Они фотографируют этикетку и расшифровывают данные во встроенной программе. Расшифровка проводится в 2-х направлениях: по горизонтали и вертикали. Сканеры, которые работают с кодами Data Matrix, могут расшифровывать и другие штрих-коды (как двумерные, так и линейные).

Заключение

Проект эксперимента по использованию RFID меток для маркировки алкоголя находится в стадии разработки. Список продукции, которая будет участвовать в исследовании, пока не утвержден. Постановление Правительства не опубликовано, и даты проекта назначены предварительные. Мы будем следить за новостями о маркировке и информировать вас о нововведениях.