В этом году галерея Tate Modern отмечает свое 20-летие. Сегодня это — один из самых популярных музеев мира. В 2019 году его посетило 6 млн человек. Рассказываем, как Tate Modern обосновался на заброшенной электростанции, превратил бывшую генераторную в место арт-силы и за что получил прозвище «Диснейленд для взрослых».
— Решение о том, что Лондону нужен музей современного искусства, приняли в 1992 году.
И тогда же стали искать для него место. Выбор пал на электростанцию Bankside Power Station на южном берегу Темзы. Ее возвели в середине XX века по проекту сэра Джайлса Гилберта Скотта. Того самого, кто придумал знаменитые красные телефонные будки. Электростанция, одетая в кирпич поверх стального каркаса, представляла собой символ ушедшей эпохи, когда индустриальные объекты еще строились с храмовой помпезностью. Она проработала до 1981 года и была закрыта из-за загрязнений воздуха и воды. Станция простояла заброшенной более 10 лет, пока не появился проект Tate Modern. Превращение Bankside Power Station в музей началось в 1994 году и за него отвечали архитекторы Жак Херцог и Пьер де Мерон. А спустя шесть лет открылся Tate Modern.
— Галерея приняла первых посетителей за одну минуту до запланированного времени — 12 мая 2000 года в 9:59.
Об этом вспоминал бывший директор Tate Modern Ларс Ниттве. Он назвал это «эффектом Tate», символизирующим открытость. Новая культурная институция быстро полюбилась зрителям. А вот со стороны арт-сообщества подверглась критике. Ее даже прозвали «Диснейлендом для взрослых».
— Tate Modern ругали за расположение и то, что искусство решили выставлять на бывшей электростанции.
Но сильнее всего досталось кураторам, выстроившим экспозицию с нарушением хронологической последовательности: Матисс напротив Марлен Дюма или работы одного и того же художника, разнесенные по разным этажам. Влиятельный критик Дэвид Сильвестр тогда писал:
«Хронология — это не просто инструмент историков искусства, который сегодня можно использовать, а завтра от него отказаться. Это объективная реальность, вплетенная в ткань произведения искусства».
Но несмотря на давление Tate Modern не отказался от выбранного экспозиционного подхода. А экс-директор Tate Николас Серота отмечал, что
«в мире, где можно путешествовать без ограничений и получать массу информации онлайн, музей не должен "конструировать учебник истории на стенах"».
— Открытие Tate Modern дало Лондону новый культурный статус.
И — дополнительный толчок к развитию современного искусства. Ведь в начале 2000-х оно еще было «спортом меньшинства», как отмечала нынешний директор Tate Мария Бэлшоу. А с появлением музея перешло в разряд «легкой атлетики». За первый год работы в Tate Modern побывало 5,25 млн человек, сделав его самым посещаемым музеем современного искусства в мире. Такого не ожидал никто, так что перезаключать пришлось даже контракт на поставку туалетной бумаги — годовой запас закончился за несколько месяцев. Кроме этого, в британской столице после появления Tate Modern открылись такие галереи, как Gagosian (2000) и Hauser & Wirth (2003).
— От электростанции Tate Modern сохранил гигантский Турбинный зал, где до реконструкции размещались электрические генераторы.
Его решено было превратить в выставочное пространство и использовать для демонстрации масштабных арт-объектов. Первой в Турбинном зале показали инсталляцию Луиз Буржуа «I Do, I Undo, I Redo» — «Я делаю, я уничтожаю, я переделываю».
Художница заполнила пространство образами из своих снов, а еще расположила в бывшей генераторной огромного паука. Вслед за Буржуа Карстен Хеллер строил в Турбинном зале горки для катания, Ай Вэйвэй рассыпал тысячи фарфоровых семечек, а Олафур Элиассон зажигал искусственное солнце.
— В 2016 году у Tate Modern появилось новое 10-этажное здание.
Новое крыло музея тоже спроектировали архитекторы из швейцарского бюро Herzog & de Meuron. И, по словам Жака Херцога, получилось нечто среднее между «пирамидой в стадии распада и еще только формирующейся пирамидой». На проект потратили £260 млн.
— В конце июля 2020 года Tate Modern открылась после четырех месяцев карантина.
Какое-то время посетителям придется строго следовать по маршрутам, определенным в музее, заранее планировать визит и покупать электронные билеты.
Но в главном принцип работы Tate Modern в его новом десятилетии не изменится. Несколько лет назад в одном из интервью его сформулировал Николас Серота:
«Публика ищет новых ощущений, соучастия. Всем хочется получить опыт полного погружения в искусство: физический и феноменологический, как в случае с работами Джеймса Таррелла, или эмоциональный, как в случае с Биллом Виолой».
И Tate Modern и дальше будет идти в этом направлении.
Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.