Продолжаю писать о самых удивительных авантюристах. На этот раз - о тех, кто выдавал себя за людей из экзотических стран, неведомых европейцам в XVIII-XIX веках. В те времена дальние острова и континенты вызывали у народа огромный интерес, и множество мошенников не преминули этим воспользоваться, выдавая себя за чужеземцев, а порой и королей. Но не всякий бы вошёл в эту статью. Я соберу тех, кто подошёл к этой афере с особой выдумкой, даже творчески, и их даже не тянет винить как мошенников. Скорее они напоминают фантастов, претворяющих сказку в жизнь. Я расскажу вам о трёх таких. Один из них - лично мой любимый - русский. А для начала - рассказ о прекрасной девушке, "экзотической принцессе".
Принцесса Карабу
В апреле 1817 на улицах Алмонсбери в Англии появилась красивая смуглая девушка в странном наряде, говорившая на непонятном языке и не понимающая английского. Она ввела людей кругом в великое любопытство. Её приводили к мировому судье Уораллу, слуга которого, грек, знал несколько восточных языков, но и последний не смог "расшифровать" речь незнакомки.
Мисс Уоралл, жена судьи, пожалела странную женщину, которой могла грозить тюрьма или работный дом за бродяжничество, и настояла на том, чтобы она осталась в их поместье. Благодаря мисс Уоралл и стало известно имя принцессы: когда она попыталась уговорить её написать имя, та решительно оттолкнула бумагу и гордо указала на себя, говоря "Карабу".
И принцесса Карабу стала достопримечательностью дома Уораллов. К ним ходили гости, обсуждали незнакомку, думали, кто же она. Ни испанка, ни гречанка, ни арабка, ни китаянка - некий аноним даже предположил в письме, что она черкешенка. О ней писали в газетах, рисовали портреты. А принцесса хорошо играла свою роль. С энтузиазмом реагировала на изображения экзотических фруктов и китайских пейзажей. Каждое утро молилась на восток, из-за чего поначалу думали, что она солнцепоклонница, но позже рассудили, что мусульманка. Не говорила во сне, хотя слуги подстерегали её ночью. Не прореагировала, когда один хитрец шепнул по-английски, что она красавица. Английские слова из неё прорывались только когда проходило достаточно времени, чтобы выучить их. Слова, которые она говорила, всегда значили одно и то же, так что постепенно составлялся словарь её языка. У него даже была своя письменность.
Она показывала себя крепкой активной женщиной: занималась фехтованием, стрельбой из лука, исполняла нечто вроде танца дервишей.
Наконец, некий моряк (как позже стали предполагать - её сообщник), поговорив с ней якобы со знанием языка, восстановил её историю. Она была принцессой некоего острова в Индийском океане. Однажды её похитили пираты, но так просто она не далась: заколола одного из них и сильно ранила другого. Позже её отдали капитану с именем Таппа Бу. Четыре недели шло плавание, пока в английском порту она не бросилась в воду и не доплыла до берега. Там она обменяла золотые украшения на еду. И скиталась, пока её не обнаружили.
Но рано или поздно тайна раскрывается. Доктор Уилкинсон серьёзно изучал её, расшифровывал её язык, опубликовал в газетах её портрет. И наконец некая мисс Нил написала, что узнала в Карабу девушку, которая снимала у неё комнату, развлекала её детей выдуманным языком (отчасти с цыганскими словами), и звали эту девушку всего лишь Мэри Бэйкер, и была она дочерью сапожника из Девоншира. Позже появился и другой свидетель, сын колесника, который когда-то заходил с ней в пивную.
"Принцессу" пристально допросили. Она пробовала отнекиваться, утверждая, что когда-то нянчилась с детьми английских господ в Индии, но не смогла правильно ответить на вопросы о быте этой страны. Ей пришлось рассказывать подлинную историю. Правда и тогда она не удержалась от добавления закрученных авантюрных подробностей, её рассказы противоречили один другому.
Так или иначе, ещё с ранних лет Мэри Бэйкер окружающие отмечали, что она постоянно говорит небылицами, которые даже не приносили ей выгоды - просто потому что она так хотела, не могла иначе. (Сейчас предполагают, что у неё был синдром Мюнхгаузена - психическое расстройство.) Она долго скиталась, пробуя разные работы, в том числе, возможно, и не самые благородные - она явно хотела найти место, где ей будет легко. Наконец она заметила, что когда она выдаёт себя за иностранку - люди расположеннее к ней, дарят подарки. Это и стало её призванием. Она пробовала быть француженкой и испанкой, но было слишком легко наткнуться на настоящего француза или испанца, который развеет карнавал. И она додумалась выдавать себя за девушку из далёкой экзотической страны. Так появилась "принцесса Карабу".
Чтобы не позориться, но и не оставлять девушку в беде, мисс Уоррал отправила её в Америку, дав двум пуританкам большую сумму, чтобы они заботились о ней. И что бы вы думали? Входя на корабль, принцесса обещала, что вернётся на золотой карете.
Позже в воздухе ещё витал какой-то интерес к ней. Один журналист неплохо обманул публику, написав, что тот корабль отнесло к острову Святой Елены, и сам Наполеон был очарован "принцессой" и предложил руку и сердце, но она гордо отказалась. И сама Мэри захотела воспользоваться этой популярностью и возвращалась в Англию, но увы для неё, ажиотаж к тому времени стих. И в Америке она жила продажей пиявок.
Следите за обновлениями, ждите рассказов о ещё двух легендарных самозванцах! И предлагайте в комментариях, о каких ещё необычных людях можно написать.