Все мы обожаем советское кино за его прекрасный и тонкий юмор, лёгкость и непринуждённость сюжетов. Наверняка многие смотрели фильм «Джентльмены удачи», но не многие задумывались над особенностью образа главного героя Евгения Ивановича Трошкина. Рассмотрим его через призму оппозиции «свой» - «чужой».
Хороший, плохой, злой
Как фильм преподносит характер? Это добрый заведующий детским садом Евгений Иванович, а это ужасный вор-рецидивист Доцент, расхищающий советскую собственность. Всё просто и понятно.
На деле же всё обстоит иначе. Евгений Иванович прирождённый актёр, о чём говорит его перевоплощение в волка из сказки о трёх поросятах и в самого гнусного преступника страны. Войти в роль для него - проще простого; главное, понять среду, в которой будет разыгрываться действие.
Детский сад
Здесь всё понятно: Евгений Иванович - прекрасный заведующий, чуткий воспитатель и коллега, находчивый человек. Он ладит с детьми, захватывая их внимание и расположение.
Можно заметить, как временами, когда Евгений Иванович находится под прикрытием, в его речи проскальзывают фразы, которые он применил бы к непослушным детям.
- Эй, ты! Ты зачем мои вещи выбросил?
- Ты! это... Ты того!
- Чего «того»?
- Давай, иди отсюда, не безобразничай.
Несмотря на то что заведующий вливается в воровскую среду, временно замещая главу преступного мира, он не теряет любовь к детям, желание делать добро и просто радоваться жизни.
Читайте также: Солянка мифологий
Тюрьма
Удивительно, как порядочный, никогда не говоривший на блатном жаргоне, правильный человек становится гением преступности. Дело здесь не только в том, что Евгений Иванович хорошо играет свою роль, но и в том, что, может быть, в нём есть что-то тёмное, скрытое, тяготеющее ко злу. Он, упорно отнекивавшийся помогать властям, вдруг едет в поезде и разучивает жаргонные словечки. Он, ещё недавно репетировавший с детьми постановку про трёх поросят, пинает чужую посуду и рвёт на себе майку.
Кажется, словно человека подменили.
На самом деле, для Евгения Ивановича это путешествие по закоулкам воровского мира - своего рода апробация его актёрских умений. В тюрьме он играет того самого волка, что показывал детям, но уже в реальную величину. Этому волку ничего не стоит «выколоть моргалы».
«Чужой» как «свой»
Когда Евгения Ивановича забрасывают в тюрьму, двое - Косой и Хмырь - принимают его с распростёртыми объятиями. Даже Никола Питерский, местный авторитет, охлаждается и впускает Доцента на свою территорию (сам понимает, что может быть хуже).
Ничего странного нет: каждый день преступников переводят из одних тюрем в другие.
Подельники удивляются потере памяти, но их сомнения рассеиваются угрозой «порванной пасти», поэтому они готовы помочь Доценту, отправиться за ним хоть на край света. Сообщники редко и почти незаметно возмущаются, когда им кажется, что Доцент слишком уж жесток с ними. Интересно, возмущались бы они так же, если это был бы реальный Доцент?
Повышенные тона, грубые слова, иногда и рукоприкладства не вызывают особенных подозрений среди «команды»: все знаю нрав вора и стараются угодить ему. Нервные настроения появляются, когда в поведении Доцента начинает пропадать стройность и логика.
«Свой» как «чужой»
- Обиделся, значит?
- Знаешь что, Доцент? Ты, конечно, вор авторитетный, но зачем ты при Мишке? Он, видал, какой? Не то что мы... Он, видал, как обрадовался? А ты при нём... Что он теперь подумает?
- А чего ему думать? Завидовать будет.
- «Завидовать»?
- Ну, а как же? Он кто? Инженеришко рядовой, и всё. Ну, что у него за жизнь? Утром - на работу, вечером - с работы, дома - жена, дети... сопливые... Ну, в театрик сходит, ну летом в санаторий съездит... в Ялту. Тоска смертная. А ты? Ты - вор, джентльмен удачи. Украл, выпил - в тюрьму, украл, выпил - в тюрьму. Романтика.
Как бы смешно ни звучали слова Евгения Ивановича, ситуация вышла печальной. Можно заметить, что псевдо-Доцент, как палаш судьбы, ворвался в чужие жизни и перевернул их с ног на голову. Здесь речь не столько о побеге из тюрьмы, наверняка это был их не первый и не последний рывок; сколько о вмешивании в личные дела.
Первым был Василий Алибабаевич, которого они почти насильно оставили в «команде». Подчинение свободной воли другого карается законом. Вторым стал Косой: Иваныч встревает в разговор с давним приятелем Мишкой и грубо даёт ему от ворот поворот. Возможно, влияние жёсткой воровской среды перекрывает добрую натуру Евгения Ивановича, и в тот момент он смотрит на людей с точки зрения закона, а не взаимоотношений.
Третьим становится Хмырь, едва не сведший счёты с жизнью. Иваныч, конечно, хотел как лучше: разыскать семью, дать им повод для радости; но получилось всё совсем наоборот. Хмырю мучительно было узнать, что семья в курсе о его «работе» и сын ничуть не обвиняет за это. Проснулась совесть.
Может быть интересно: Образ Джокера как архетип
Попытки сделать из преступников добропорядочных людей совмещались с рукоприкладством и бранными словами - в этом и состояла проблема поведения Иваныча. Сообщники не могли понять, чего же Доцент хочет от них: говорить по-человечески или грабить детский сад, заниматься физкультурой или искать помощи у барыги, стать, как все или презирать людей за то, что они, как все. Двойственная политика Иваныча подорвала авторитет Доцента в глазах подельников.
Несомненно, Евгений Иванович - хороший человек, который хотел наставить запутавшихся людей на путь истинный, но не знал, какими методами лучше всего это сделать. Ведь маскировку авторитетного вора никто не отменял, и вся актёрская игра, предполагающаяся в начале, превратилась в целое испытание для героя. В результате он не стал «своим» для «чужих», но и «чужим» для «своих» тоже: Евгений Иванович остался на своём месте, хотя никто не исключает, что когда-нибудь он начнёт подрабатывать в исправительных колониях.
Спасибо за внимание! Чтобы не пропустить новые статьи о фильмах и играх, подписывайся на канал! :-)