Найти в Дзене
Глазами космополита

Хазарский каган и еврейский кагал: ищем связь

Если верить Пушкину, мой далекий тезка, вещий Олег в свое время намеревался "отмстить неразумным хазарам". Помню, в детстве меня интриговало слово "неразумным". Воображение рисовало сборище каких-то туповатых и неудачливых разбойников, кое-как одетых и вооруженных, в отличие от русского князя (который, кстати, в реальности к славянам никакого отношения не имел), изображаемого всегда блестяще экипированным и могучим богатырем. Судя по всему, со стороны хазар разумнее было бы воздержаться от набегов, потому что иначе "их села и нивы" подвергались нешуточной опасности.

И не вспоминали бы мы с вами об этих самых хазарах чаще, чем о каких-нибудь печенегах с половцами, если бы не одно обстоятельство. Дернул их черт в какой-то момент своей истории [предположительно] принять иудаизм. Это спорное решение до сих пор позволяет людям, не отмеченным зрелостью разума, причислять хазар к евреям и временами с восхитительным простодушием именовать, скажем, израильтян хазарами.

Если попробуете поискать информацию на Дзене или на ютубе, моментально нарветесь на картинки с огромной звездой Давида на карте, отмечающей области обитания древних хазар, а также на заголовки в духе "Нами правит Хазарский каганат" или "Центр принятия решений мирового еврейского правительства базируется в Хазарском каганате". Кое-где для пущей сенсационности будут щедро добавлены восклицательные знаки, верный признак бредовости заявления.

Упомянутый канагат в реальности просуществовал примерно с 7-го по 10-й век, после чего исчез безвозвратно и сегодня не существует ни в географическом, ни в метафорическом смысле. При этом, во-первых, этнически хазары с евреями никак не связаны, а во-вторых, иудаизм вовсе не был всеобщей религией хазар, в большинстве своем они верили, во что хотели.

Но обо всем по порядку.

-2

Прежде всего оговоримся, что евреи - это семитский народ, обитавший с древнейших времен на Ближнем Востоке, на территории, известной как Ханаан.

Хазары же были разнородными кочевниками тюркского происхождения, никак с семитами не связанными и основавшими в 7-м веке на территории между Черным и Каспийским морем свое государство под названием Хазарский каганат. Считается, что они были выходцами из равнинных районов современного Дагестана.

Слово "каган" не лишне будет разъяснить, поскольку оно вводит в сладостное заблуждение многих юдофобов, которым чудится в его звучании нечто созвучное слову "кагал". Однако и слова эти происходят из разных языковых групп, и означают никак не связанные между собой вещи.

Кагал - это общинный уклад еврейского поселения в Восточной Европе - в Польше, к примеру, или позже в Российской империи.

А каган - это человек, верховный правитель хазар, занимающий свой пост по наследству. Слово "каган" это фонетически искаженное звучание монгольского титула хаан или в другом варианте каан, то есть хан ханов, высший суверен клана кочевников.

Другое потешное смешение понятий касается традиционных еврейских фамилий, отдаленно напоминающих слово "каган". Ну например, Коган или тем более Каганович. Вот же прямая связь! - радуются антисемиты.

Вынужден разочаровать, тут нет поводов для радости. Указанные фамилии, как и все их производные, восходят отнюдь не к кагану, а к древнему сословию коэнов, потомков первосвященника Авраама. Так что этот аргумент в качестве доказательства слияния евреев с хазарами тоже не годится.

Важно заметить, что Хазарский каганат был далеко не единственным таковым, в Евразийских степях существовало несколько кочевых каганатов самого разного этнического состава.

Столицей Хазарского каганата в период его оседлой жизни был город Итиль на месте нынешней Астрахани, на северо-западном берегу Каспийского моря.

-3

Вера у хазар была обычный для кочевников - языческий шаманизм.

Но в 8-м веке их каган по имени Вирхор решил принять... нет, не иудаизм. Он выбрал ислам.

И не потому, разумеется, что верил, будто нет бога, кроме Аллаха. А просто потому, что хазарское войско потерпело военное поражение и Вирхор попал в плен к арабам. А в обмен на освобождение обещал принять веру победителей. Это, кстати, не означает, что мусульманами стали все хазары, отнюдь. Только каган и приближенные. Это важный нюанс.

Однако вскоре ситуация изменилась, ислам раскололся на противоборствующие группы, утратив свое былое влияние в регионе. И перед очередным каганом Буланом вновь встал не столько духовный, сколько политический вопрос: какому богу отдать предпочтение на этот раз. Вера тут абсолютно ни при чем, это чисто прагматический вопрос, как вообще во всех подобных случаях, включая крещение Руси.

Христианство выглядело интересным вариантом, однако был риск угодить в вассальную зависимость от сильной Византии. А у евреев в тот момент никакого собственного царства не было. К тому же выбор иудаизма автоматически позволял Булану объявить себя высшим религиозным иерархом, поскольку это место было вакантным. Это ведь гораздо надежнее, чем подчиняться какому-то константинопольскому патриарху или исламскому халифу.

Сказано - сделано. Булан, сменив свое прежнее имя на еврейское Сабриэль, стал одновременно и полновластным каганом, и самоназначенным иудейским первосвященником.

-4

Однако не так все просто.

О том, что Булан принял иудаизм, мы знаем из позднейших письменных источников. Например, Аль-Масуди, арабский историк, спустя примерно век после описываемых событий сообщает: «Царь, его свита и все племя хазар исповедуют иудейство. Много иудеев приютилось у хазар и бежало туда из разных мусульманских городов". Большой вопрос, откуда историк черпал сведения, особенно в том, что касается "всего племени хазар". Как бы то ни было, никаких подтверждений своему рассказу он не приводит. Просто сообщает как факт - хотите верьте, хотите нет.

Известен случай, когда в общем-то вполне уважаемый философ 12-го века Иегуда бен Шмуэль Халеви, настаивавший в своей книге с говорящим названием "Кузари" на том, что хазары и евреи суть один и тот же народ, в действительности попросту выдумал эту связь. Философ был еще и поэтом, любил временами приукрасить действительность. А потому собственной мечте о новом еврейском царстве придал вид достоверной истории. Многие ему поверили, хотя никаких доказательств Халеви опять-таки не привел.

Да их и не было.

Есть кое-какие письма, весьма туманные и неполные, есть несколько вариантов легенды о том, как хазарский каган выбирал новую веру. Но вещественных доказательств этому немного.

Скажем, археологические находки не фиксируют широкого распространения иудаизма в областях, занимаемых некогда хазарами. Найдено всего 6 монет, на который по-арабски, вместо традиционного "Мухаммед посланник бога", написано "Моисей посланник бога".

Часто в интернете можно видеть некие монеты во звездой Давида, выдаваемые за хазарские. Но звезда Давида стала главенствующим еврейским символом гораздо позже, а иудаизм не символизировала вообще никогда. Самым значимым иудейским символом всегда являлась храмовая менора, традиционный ритуальный семисвечник, который и сегодня украшает герб Израиля.

Так что монеты с изображением шестиконечной звезды - либо подделка, либо заимствованы из других стран и времен.

-5

Археологи приходят к выводу, что если каган и принял иудейскую веру (а даже это не доказано), он сделал это для себя и своего ближайшего окружения. Вспомним, что главным критерием выбора могла быть независимость его власти от исламского халифата и византийского патриарха. А уж во что там верили все остальные хазары, кагана совершенно не волновало. Согласно заключениям археологов, большинство подданных каганата придерживались старых языческих традиций, кто-то сохранял верность господствовавшему век назад исламу, но встречались и христиане (последние, вероятнее всего, состояли на службе у кагана, а не были собственно хазарами).

Так что, судя по всему, хазары в массе своей не были не только евреями, но и иудеями.

Этот факт сильно путает карты всем приверженцам теории зловредного еврейского влияния на Русь. Даже образованные и вроде бы неглупые люди временами попадали в эту ловушку.

Например Александр Солженицын, внесший немалый вклад в русскую культуру своими книгами о ГУЛАГе, на старости лет превратился в махрового консерватора и государственника. Он разделял некоторые конспирологические теории о негативной роли евреев в российской истории, и эту точку зрения постарался обосновать в печально известной книге "200 лет вместе", которую многие принимают за исторический труд, тогда как на деле она представляет собой рассуждения демагога, тщательно отбирающего исторические источники, которые подтверждают его точку зрения, и начисто игнорирующего все, что ей противоречит. Не стану утверждать, что это сочинение однозначно антисемитское, но ссылаться на него как на надежный источник информации я бы не советовал.

О книге Солженицына, впрочем, мы однажды поговорим более подробно, с примерами искажений и подтасовок автора. Сейчас достаточно оговориться, что следует очень критично отнестись к выводам писателя.

Скажем, касательно нашей темы, Солженицын, начав с обращения хазар в иудаизм, с поразительной наивностью вскоре начинает именовать потомков хазар евреями. То есть разделяет крайне консервативную, строго религиозную точку зрения, что иудей равно еврей, начисто игнорируя этническую принадлежность.

-6

Евреи 9-10 веков не имели ни своей страны, ни своего царя, ни первосвященника. Они были расселены по огромной территории сотнями никак не связанных друг с другом мелких общин. Они постепенно выработали различные языки, представлявшие собой комбинации священного для них иврита и элементов арамейского языка с местными диалектами.

Евреи как единая сила не существовали тогда и не существуют сегодня, даже при наличии Израиля. Каждая община выживала сама по себе. Поэтому принятие правителем некоего государства иудейской религии сулило им всего одну реальную выгоду: это означало, что под его властью гонений на евреев опасаться не стоит. Что можно здесь жить, заниматься ремеслом, торговать, молиться и не ждать погромов.

Все военные, экономические и политические достижения хазар несли выгоды только каганату, самим хазарам, и лишь косвенно - нацменьшинству, исповедовавшему ту же религию, что и правитель.

Могущество Хазарского каганата было впечатляющим, но недолгим. В 10-м веке появились новые, более воинственные кочевники, печенеги, и потеснили хазар, а затем и вовсе уничтожили каганат. А спустя несколько лет земли Хазарии были завоеваны князем Святославом.

-7

Интересно, что хазары не были так уж враждебны по отношению к Руси. Здесь нет никакого "векового конфликта", столь дорогого сердцам антисемитов. В «Повести временных лет» вы не найдете жалоб на хазарские притеснения, а из иностранных источников известно, что славяне охотно нанимались служить в регулярное войско кагана.

После падения каганата хазары расселились по самым разным землям. Если верить средневековой дербентской хронике, в 1064 году значительная группа хазар переселилась в Дагестан, так что у конспирологов не меньше оснований считать их предками современных дагестанцев, чем евреев. Хотя понятно, что евреи сторонникам теорий заговора интересны гораздо больше.

Теоретически, всех беженцев из потерпевшего крах каганата, переселившихся, скажем, в Киевскую Русь, можно было условно называть хазарами в том смысле, что прибыли они из Хазарии. Но единым народом они определенно не были и единой веры не придерживались, что, кажется, было очевидно и для посторонних.

На эту мысль наводит разница в названиях их поселений. С одной стороны существуют Козари, Козара, Козарзевек. А с другой - разительно отличающиеся от них Жидово, Жидичев, Жидова вила. Похоже, что жители Киевской Руси хорошо различали эти народы - если и не по этнической принадлежности, то по религии.

Следует учитывать и еще одно важное обстоятельство.

От хазар после 11-го века остались лишь названия. Кем бы они ни были, этот народ полностью растворился в других этносах. А вот евреи напротив, сумели не потерять своей национальной, культурной и религиозной идентичности. Потому что жили принципиально иначе, неохотно ассимилировались, строго придерживались традиций, придавали огромное значение грамотности и знанию Торы, неукоснительно отслеживали родословную каждого члена общины, что в результате помогло им сохраниться до наших дней.

-8

Есть еще одна совершенно нелепая "теория" о том, что ашкеназские евреи - прямые потомки хазар. Это бессмысленное утверждение по нескольким причинам.

Во-первых, общины ашкеназов возникли в 9-10-м веках на Рейне, одновременно с Хазарией и вне всякой связи с ней.

Во-вторых, нет никаких лингвистических пересечений, подтверждающих хотя бы малейшую преемственность в языке. В основе хазарского - тюркские корни, а идиш, на котором говорили ашкеназы, базируется на немецком и иврите с некоторой примесью арамейских слов.

В-третьих, не существует ни письменных свидетельств, ни археологических подтверждений какой бы то ни было связи.

И главное: генетические исследования показывают, что ашкеназские евреи имеют общих предков с другими еврейскими популяциями Ближнего Востока, особенно Леванта. С хазарами - никаких.

Лично я совершенно не против того, чтобы меня относили к "неразумным хазарам", но только в том случае, когда мне приводят неопровержимые доводы. В противном случае наша "неразумность" так же иллюзорна, как и связь с теми, кому мой прославленный тезка сбирался отмстить.

-9

*Комментарии приветствуются, но каждый комментатор сам выбирает стиль общения: на вежливые высказывания реагирую с уважением, на хамство, агрессию и упрямое желание оспорить каждое слово отвечаю адекватно. Если не можете быть корректными, лучше ничего не пишите.

**Если эта статья показалась вам важной и интересной, публикуйте ссылку на нее в соцсетях, советуйте знакомым, правда нуждается в распространении.