Дорогие друзья, здравствуйте!
Моя предыдущая, написанная скорее из хулиганских побуждений, заметка про Городской пруд Екатеринбурга — По дну Городского пруда Екатеринбурга — оказалась неожиданно популярной. И поэтому я решил немного развить тему. Сегодня я расскажу вам о кораблях Городского пруда. И это рассказ вовсе не о лодочной станции или прокатных катерах. Речь о судах покрупнее.
Казалось бы, Исеть река не судоходная, максимум что тут может быть — катера, прогулочные лодки и байдарки. Да, но нет. И вот почему.
Кораблик на пруду
Первый корабль "спустили на воду" в 1934 году. Индустриальный Екатеринбург — тогда уже Свердловск — переживал грандиозный строительный подъем. Случился он аккурат в пору широкого развития конструктивизма, и до сих пор наш город сохранил самое большое количество зданий этого стиля.
Стиль полюбился не только за модерновый по тем временам дизайн, но и за экономичность. По сравнению с иными сооружениями, конструктивистские здания позволяли серьезно сэкономить на строительных материалах и отделке. Для развивающейся Советской экономики это было важно.
Единственной проблемой была не слишком богатая палитра выразительных средств, которыми можно было украсить здание. Но в ходе творческих изысканий было найдено решение, которое до сих пор выглядит весьма изящно. Его реализовали, построив в 1934 году здание водно-лыжной станции "Динамо" — так оно называлось официально.
Комплекс трёх и двухэтажных зданий, соединённых переходом, напоминает прогулочный корабль, выплывающий на гладь пруда из-за облака зелени на стрелке пруда.
Листайте галерею, чтобы рассмотреть комплекс в деталях:
Изначально перед главным корпусом был сделан гранитный спуск к воде. Позднее на его месте был устроен пляж. Его в годы перестройки облюбовали бомжи, мывшие здесь этикетки с бутылок.
В двухтысячных территорию благоустроили и вместо зарослей кустов обустроили прогулочную дорожку.
Здание Динамо является памятником архитектуры и находится под охраной государства. Неоднократно подавались заявки на включение его в список мирового наследия ЮНЕСКО, но безуспешно.
Многие помнят, что в 2016-2017 годах напротив стрелки и главного корпуса Динамо хотели насыпать остров и построить на нём храм святой Екатерины. Безумный проект удалось отменить благодаря широкому общественному резонансу. Любопытно, что это не первое посягательство на архитектурный памятник. Так в 1980 годы здание вообще планировали снести, чтобы поставить на его месте монумент в память павшим на фронтах Великой Отечественной.
Дом-Лайнер
Отчего-то мне казалось, что застраивать эту территорию начали в 80-е. Скорее всего так оно и было, но знатоки могут поправить меня в комментариях. В общем. Проект сто процентов был сделан в восьмидесятых, в начале девяностых была начата реализация, но закончена только в 2013 году.
В чём суть: несмотря на близость к центру города, территория за стадионом Динамо (место, где сейчас расположен ДИВС и Макаровский квартал) оставалась достаточно дикой. Причиной тому были долгое и сложное строительство метро, а также расположенный рядом элеватор и мукомольный завод при нём.
Где-то между этими строительно-промышленными площадками вознамерились втиснуть дом с ещё более модерновым дизайном. С его помощью собирались поддержать корабельную тему в архитектуре стадиона Динамо.
План был построить дом-лайнер. С башней и многочисленными палубами, он должен был нависать над комплексом стадиона, выплывая из зелени.
Но денег резко не стало, потом случился 98 год, потом 2008 год. Поэтому здание за ДИВСом, которое выглядит как одно целое, строили в три захода. А расположено оно аж по трём адресам:
- Самая первая, центральная часть дома — переулок Красный 8Б — была сдана в 1997 году.
- Восточная часть с башней и многоуровневой парковкой — Никонова 21 — сдана уже в 2008 году.
- И самая молодая, западная часть, выходящая на набережную пруда —Никонова 25 — была достроена только в 2013 году.
Такая путаница возникла из-за того, что улице Николая Никонова присвоили название лишь в декабре 2005 года. А до того времени ближайшим топонимом был переулок Красный. Первую очередь комплекса приписали именно к нему, а после переделывать уже не стали.
На карте здания выглядят так:
К сожалению, как это часто бывает в Екатеринбурге, участки вокруг этого жилого комплекса и вокруг стадиона Динамо были отданы под другие нужды. Внешний вид объектов проектировали в отрыве от имеющейся архитектурной среды, поэтому единого ансамбля не случилось.
Стеклянные паруса
Но идею с корабельной темой поддержали на правом, противоположном от дома-лайнера и кораблика Динамо, берегу пруда. В 2009 году здесь возле здания Областного правительства, у подножия Башни Исеть был построен отель "Хайят".
С виду обычный новострой из стекла и стали, он при ближайшем рассмотрении оказывается гигантским блестящим парусом корабля, как-бы раздвигающего окружающие здания.
Корабельную ассоциацию создает хитрая архитектура угла здания, выходящего к зданию Областного правительства. Цоколь отделанный рейками, имитирует нос парусника, а изогнутый фасад, будто блестящий парус, раздувается над ним.
Выглядит прикольно. Особенно вечером, если разглядывать с противоположного берега или с горки от Храма на Крови.
Уральский Титаник
Но не только авторы крупных архитектурных форм грезили морской тематикой. Гладь пруда не оставляла равнодушными людей попроще. В конце 90х-начале 2000х годов у набережной напротив комплекса зданий Областной Клинической больницы №2 коммерсанты возвели кафе с незатейливым названием "Кораблик".
Нельзя сказать, что оно пользовалось бешеной популярностью горожан — скорее наоборот — но топонимом оно стать сумело.
Первый случай — от которого кораблик и приобрел народное название — произошёл аккурат во время празднования 280-летнего юбилея города в 2003 году. Тогда в кафе проходила не то дегустация тортов, не то конкурс кондитеров, не то всё сразу. Но факты таковы, что на борт поднялось больше людей, чем смог выдержать ржавый понтон в основе конструкции. И к вящему ликованию зевак кафешка затонула.
Учитывая, что именно наш, Екатеринбургский кинотеатр "Салют" показывал "Титаник" Кэмерона более полутора лет, понятно, что "Корабликом "кафе больше никто не называл.
Титаник на пруду разделил участь своего исторического прообраза. В 2013 году с целью ремонта набережной на пруду изменили уровень воды, и кафе потонуло во второй раз. Восстанавливать его уже не стали и демонтировали этот страх божий с глаз долой.
Вот такая она, история "судоходства" на Городском пруду. В отличие от пруда Верх-Исетского или от Шарташа, где речное судоходство не просто было (коммерческие увеселительные прогулки на пруду есть и сейчас), а оно было вполне рейсовым и решало реальные задачи, похвастаться она может только стилем.