Найти тему

Мечты о море: корабли Городского пруда Екатеринбурга

Оглавление

Дорогие друзья, здравствуйте!

Моя предыдущая, написанная скорее из хулиганских побуждений, заметка про Городской пруд Екатеринбурга — По дну Городского пруда Екатеринбурга — оказалась неожиданно популярной. И поэтому я решил немного развить тему. Сегодня я расскажу вам о кораблях Городского пруда. И это рассказ вовсе не о лодочной станции или прокатных катерах. Речь о судах покрупнее.

Казалось бы, Исеть река не судоходная, максимум что тут может быть — катера, прогулочные лодки и байдарки. Да, но нет. И вот почему.

Кораблик на пруду

Первый корабль "спустили на воду" в 1934 году. Индустриальный Екатеринбург — тогда уже Свердловск — переживал грандиозный строительный подъем. Случился он аккурат в пору широкого развития конструктивизма, и до сих пор наш город сохранил самое большое количество зданий этого стиля.

Стиль полюбился не только за модерновый по тем временам дизайн, но и за экономичность. По сравнению с иными сооружениями, конструктивистские здания позволяли серьезно сэкономить на строительных материалах и отделке. Для развивающейся Советской экономики это было важно.

Единственной проблемой была не слишком богатая палитра выразительных средств, которыми можно было украсить здание. Но в ходе творческих изысканий было найдено решение, которое до сих пор выглядит весьма изящно. Его реализовали, построив в 1934 году здание водно-лыжной станции "Динамо" — так оно называлось официально.

-2

Комплекс трёх и двухэтажных зданий, соединённых переходом, напоминает прогулочный корабль, выплывающий на гладь пруда из-за облака зелени на стрелке пруда.

Листайте галерею, чтобы рассмотреть комплекс в деталях:

Изначально перед главным корпусом был сделан гранитный спуск к воде. Позднее на его месте был устроен пляж. Его в годы перестройки облюбовали бомжи, мывшие здесь этикетки с бутылок.

В двухтысячных территорию благоустроили и вместо зарослей кустов обустроили прогулочную дорожку.

Здание Динамо является памятником архитектуры и находится под охраной государства. Неоднократно подавались заявки на включение его в список мирового наследия ЮНЕСКО, но безуспешно.

Многие помнят, что в 2016-2017 годах напротив стрелки и главного корпуса Динамо хотели насыпать остров и построить на нём храм святой Екатерины. Безумный проект удалось отменить благодаря широкому общественному резонансу. Любопытно, что это не первое посягательство на архитектурный памятник. Так в 1980 годы здание вообще планировали снести, чтобы поставить на его месте монумент в память павшим на фронтах Великой Отечественной.

Дом-Лайнер

Отчего-то мне казалось, что застраивать эту территорию начали в 80-е. Скорее всего так оно и было, но знатоки могут поправить меня в комментариях. В общем. Проект сто процентов был сделан в восьмидесятых, в начале девяностых была начата реализация, но закончена только в 2013 году.

-5

В чём суть: несмотря на близость к центру города, территория за стадионом Динамо (место, где сейчас расположен ДИВС и Макаровский квартал) оставалась достаточно дикой. Причиной тому были долгое и сложное строительство метро, а также расположенный рядом элеватор и мукомольный завод при нём.

Где-то между этими строительно-промышленными площадками вознамерились втиснуть дом с ещё более модерновым дизайном. С его помощью собирались поддержать корабельную тему в архитектуре стадиона Динамо.

План был построить дом-лайнер. С башней и многочисленными палубами, он должен был нависать над комплексом стадиона, выплывая из зелени.

-6

Но денег резко не стало, потом случился 98 год, потом 2008 год. Поэтому здание за ДИВСом, которое выглядит как одно целое, строили в три захода. А расположено оно аж по трём адресам:

  • Самая первая, центральная часть дома — переулок Красный 8Б — была сдана в 1997 году.
  • Восточная часть с башней и многоуровневой парковкой — Никонова 21 — сдана уже в 2008 году.
  • И самая молодая, западная часть, выходящая на набережную пруда —Никонова 25 — была достроена только в 2013 году.

Такая путаница возникла из-за того, что улице Николая Никонова присвоили название лишь в декабре 2005 года. А до того времени ближайшим топонимом был переулок Красный. Первую очередь комплекса приписали именно к нему, а после переделывать уже не стали.

На карте здания выглядят так:

-7

К сожалению, как это часто бывает в Екатеринбурге, участки вокруг этого жилого комплекса и вокруг стадиона Динамо были отданы под другие нужды. Внешний вид объектов проектировали в отрыве от имеющейся архитектурной среды, поэтому единого ансамбля не случилось.

За спиной кораблик Динамо, впереди — дом-лайнер, а между ними — летающая тарелка ДИВСа
За спиной кораблик Динамо, впереди — дом-лайнер, а между ними — летающая тарелка ДИВСа

Стеклянные паруса

Но идею с корабельной темой поддержали на правом, противоположном от дома-лайнера и кораблика Динамо, берегу пруда. В 2009 году здесь возле здания Областного правительства, у подножия Башни Исеть был построен отель "Хайят".

-9

С виду обычный новострой из стекла и стали, он при ближайшем рассмотрении оказывается гигантским блестящим парусом корабля, как-бы раздвигающего окружающие здания.

-10

Корабельную ассоциацию создает хитрая архитектура угла здания, выходящего к зданию Областного правительства. Цоколь отделанный рейками, имитирует нос парусника, а изогнутый фасад, будто блестящий парус, раздувается над ним.

-11

Выглядит прикольно. Особенно вечером, если разглядывать с противоположного берега или с горки от Храма на Крови.

Вид с Вознесенской горки
Вид с Вознесенской горки

Уральский Титаник

Но не только авторы крупных архитектурных форм грезили морской тематикой. Гладь пруда не оставляла равнодушными людей попроще. В конце 90х-начале 2000х годов у набережной напротив комплекса зданий Областной Клинической больницы №2 коммерсанты возвели кафе с незатейливым названием "Кораблик".

Фото: Wikimapia
Фото: Wikimapia

Нельзя сказать, что оно пользовалось бешеной популярностью горожан — скорее наоборот — но топонимом оно стать сумело.

Первый случай — от которого кораблик и приобрел народное название — произошёл аккурат во время празднования 280-летнего юбилея города в 2003 году. Тогда в кафе проходила не то дегустация тортов, не то конкурс кондитеров, не то всё сразу. Но факты таковы, что на борт поднялось больше людей, чем смог выдержать ржавый понтон в основе конструкции. И к вящему ликованию зевак кафешка затонула.

Фото: Uralweb
Фото: Uralweb

Учитывая, что именно наш, Екатеринбургский кинотеатр "Салют" показывал "Титаник" Кэмерона более полутора лет, понятно, что "Корабликом "кафе больше никто не называл.

Титаник на пруду разделил участь своего исторического прообраза. В 2013 году с целью ремонта набережной на пруду изменили уровень воды, и кафе потонуло во второй раз. Восстанавливать его уже не стали и демонтировали этот страх божий с глаз долой.

Без кораблика набережная стала выглядеть гораздо презентабельнее
Без кораблика набережная стала выглядеть гораздо презентабельнее

Вот такая она, история "судоходства" на Городском пруду. В отличие от пруда Верх-Исетского или от Шарташа, где речное судоходство не просто было (коммерческие увеселительные прогулки на пруду есть и сейчас), а оно было вполне рейсовым и решало реальные задачи, похвастаться она может только стилем.

Пока идёт реконструкция Макаровского моста, лодочный прокат и маломерные прогулочные суда перебрались к плотине.
Пока идёт реконструкция Макаровского моста, лодочный прокат и маломерные прогулочные суда перебрались к плотине.

Озера
3391 интересуется