В Российской духовности есть два незыблемых авторитета – отец и сын Тарковские. Для лучшего понимания фильмов Андрея Тарковского, таких как "Сталкер" или "Ностальгия" нужно ознакомиться с личностью и творчеством его идеолога – отца, поэта и переводчика с восточных языков Арсения Тарковского.
"А. Тарковский принадлежит к адептам того “черного пантеона”, который воздвигнут в умах и сердцах довольно многих его сверстников. Гумилев, Мандельштам, Ходасевич соблазнили немало народу..."— Евгения Книппович (редактор, критик).
А соблазнить было чем. Гений поэта заключается в возможности иметь прямой доступ к величайшей тайне природы, в шансе заглянуть в закулисье мироздания, быть сопричастным Великому.
Выросший в творческой атмосфере Арсений с детства посещал поэтические вечера Северянина, Бальмонта, Сологуба. В дальнейшем он будет дружить с Ахматовой и Цветаевой, Меандельштамом; смотря в телескоп на звёздное ночное небо будет утверждать, что так можно общаться с равными себе - великими людьми древности, например с поэтессой Сафо.
Он был потрясающе красив во все периоды своей жизни, и в молодости и глубоким стариком, хотя во время Великой Отечественной Войны перенес шесть ампутаций, а в юности голодал и находился в бегах за политические стихи, работал помощником сапожника и рыбаком, чтобы выжить.
Его называют проводником между поэзией серебряного века и нынешней беспризорной поэзией. В нем смешалось все – девятнадцатый век, мистика символистов, магия востока.
Много лет он ездил в творческие командировки: Киргизия, Крым, Кавказ, Грузия, Чечня. Работа переводчиком с восточных языков помогла ему выжить в период, когда инакомыслие каралось, хотя впоследствии он считал, что зря потратил так много времени своей жизни на чужие слова и чужие мысли. Тем не менее он оставил грандиознейшее культурное наследие. Дважды был женат, Андрей Тарковский сын от первого брака.
Но кем же считал Арсений сам себя? Это мы можем видеть в произведении "Посредине мира", пробирающем до глубины души. Глубокое осознание своей роли, ее величия и тленности поражает воображение.
Я человек, я посредине мира,
За мною мириады инфузорий,
Передо мною мириады звёзд.
Я между ними лёг во весь свой рост –
Два берега связующее море,
Два космоса соединивший мост.
Я Нестор, летописец мезозоя,
Времён грядущих я Иеремия.
Держа в руках часы и календарь,
Я в будущее втянут, как Россия,
И прошлое кляну, как нищий царь.
Я больше мертвецов о смерти знаю,
Я из живого самое живое.
И – боже мой! – какой-то мотылёк,
Как девочка, смеётся надо мною,
Как золотого шёлка лоскуток.
1958 г. [Источник Культура.РФ: https://www.culture.ru/poems/10991/posredine-mira ]