Найти в Дзене
Shadmer | Истории

Вольный конспект | Архетип тени или кривое отражение героя

Оглавление

Герой и тень — неотъемлемая части истории, даже больше: они главные действующие лица, те, кто целиком притягивают внимание публики. Остальные архетипы лишь градация между этими двумя полюсами.

Но, как и всегда с архетипами, тень не такая однозначная, какой кажется на первый взгляд.

Кто такая тень

Хочется сказать, что это злодей, но это не совсем верное определение. Точнее не полное. Тень может быть классическим злодеем из сказки, но может принимать другие образы.

Если вновь обратиться к Юнгу:

  • герой — эго,
  • тень — подавляемые аспекты личности, невыраженные или нереализованные части самого героя.

Тень обожает говорить герою: «Мы так похожи с тобой!». И она права. Лучшая тень выходит не из случайного подлеца, а из кого-то, олицетворяющего скрытую сторону героя.

Таким образом, тень — это кривое отражение героя.

Что порождает тень

У теневого архетипа множество вариаций. Здесь и злодеи, и антагонисты, и даже сам герой может стать тенью самому себе, балансируя на тонкой грани антигероя.

Воглер привёл весьма показательное сравнение, которое метко показывает разницу между антагонистом и злодеем:

Антагонисты и герои подобны лошадям, запряженным в одну повозку и тянущим её в разные стороны, в то время как злодеи и герои — это поезда, мчащиеся навстречу друг другу.

Не важно, в каком виде воплотится тень, главное осознать её суть. А именно те чувства и желания, которые человек держит в себе, как в коробке, стыдится их, боится выпустить наружу. Гнев, печаль или даже радость. Любая запертая эмоция!

-2

Драматическая задача писателя увидеть эти скрытые чувства и вырастить из них грозную тень.

Основная функция тени — создать и поддерживать главный конфликт в истории. Тень должна стать достойным соперником герою, чтобы тот проявил лучшие свои качества в борьбе с ней.

Оглавление путешествия писателя
Следующая статья в рубрике:
Архетип союзника
Предыдущая статья в рубрике:
Злой и страшный серый... Архетип оборотня в литературе