Найти тему
Paul Zak

Как научиться летать на Дроне/Квадрокоптере

Оглавление

Начать наверное стоит с того, что квадрокоптер это очень не дешевое хобби :)

Однако, когда это останавливало человека с энтузиазмом? Мне захотелось свой собственный дрон еще с тех самых пор, как я повстречал одного радиолюбителя, который еще в 2010м сам собрал свой собственный квадрик на радиоуправлении! Это произвело огромное впечатление. Даже не тот факт, что Кулибин может собрать такое своими ручками, а сама идея управляемого полёта и съёмки с воздуха.

И я стал готовиться. Чтобы не уничтожить свой крылатый пепелац в первую же минуту, я решил налетать достаточное количество "лётных часов", чтобы уметь действительно хорошо управлять квадриком в любых условиях.

Основы и учебный дрон.

Тут ситуация весьма похожа на получение навыков водителя - если научиться водить на одной машине, на всех остальных, вне зависимости от марки и модели будет тоже самое: баранка, педальки и фары не забудь включить.

Абсолютно любой дрон в базисе управляется при помощи двух джойстиков, я даже взял на себя смелость нарисовать схематичную картинку усредненного пульта управления. Левый отвечает за высоту и вращение "носа", правый за движение вперед, назад, влево и вправо на заданной высоте.

Схема условного пульта дрона.
Схема условного пульта дрона.

Что бы освоить навыки полёта, зависания, выхода из крена и другие нюансы, я рекомендую в качестве первой игрушки завести учебный дрон, как это сделал я, купив свой первый Hubsan X4. Потрясающий аппарат! (рекомендую покупать другую модель, новее) Он лёгкий, маленький, при этом имеет камеру и функцию трансляции картинки на экран пульта управления. Его легко чинить, а самое главное - он не имеет всех прелестей современных дронов вроде датчиков, стабилизаторов и функции зависания. С таким аппаратом действительно учишься управлению дроном. Это можно сравнить с вождением девятки на механике, а затем сменой её на премиальный авто с автоматом.

Малыш Hubsan.
Малыш Hubsan.
Мило жужжит и умещается на ладони.
Мило жужжит и умещается на ладони.

Формальности.

Научившись хорошо летать и осознав, что вы не станете тем самым человеком с ютуба, чей дрон врезался в небоскрёб, стоит задуматься о приобретении более серьезного аппарата.

Тут сразу встаёт вопрос законности. Дело в том, что некоторые любители дронов дискредитировали наше прекрасное хобби еще на заре его становления, делая всякие незаконные вещи. Например заграницей наркокартели придумали, как на дронах возить незаконные грузы через границу.

Наркодрон и его груз, где-то на американском континенте. Фото из Интернета.
Наркодрон и его груз, где-то на американском континенте. Фото из Интернета.

А в нашей замечательной стране придумали, как возить на дронах контрафактные мобильники на зону :)

Грусный фантом и его нелегальный груз, перевоспитательное учреждение. Фото из Интернета.
Грусный фантом и его нелегальный груз, перевоспитательное учреждение. Фото из Интернета.

Таких примеров недобросовестного использования дронов к сожалению масса, по этому сейчас разные страны мира жестят с законами о регулировании БПЛА (Беспилотных летательных аппаратов).

Благодаря этим прекрасным радиолюбителям, теперь обычные дроноводы вынужденны страдать от непомерно жестких требований к полётам. Например летать в Москве вообще в принципе легально нельзя. При этом, если вы летаете в парках и не в застройке и местах скопления людей, скорее всего проблем у вас не возникнет, поскольку вы никому не мешаете.

Хорошим ходом для того, что бы хоть как-то легализироваться и показать свою добросовестность является регистрация дрона в Росавиации. Процедура достаточно проста - отправляете бумажное письмо с заполненным бланком и фотографией дрона в Росавиацию. На конверте пометка "регистрация БВС".

Ознакомившись с правилами полёта, безполётными зонами и получив бортовой номер в Росавиации, можно приступать к выбору не учебного дрона.

Переход на более серьезный дрон.

Моим вторым дроном был DJI Phantom 3. Он уже на несколько ступеней выше, чем Hubsan X4. Снимает в Full HD, зависает на месте в воздухе, умеет летать по точкам - современный хороший дрон, однако у него всё-таки были минусы. Связь со спутниками была не стабильна, прерывалась достаточно часто, в результате чего дрон сразу же начинало кренить. Зависание на месте приходилось постоянно контролировать, поскольку он довольно легко сбивался и ловил крен, наклоняясь и паря в какую-нибудь сторону.

Самое забавное, что даже умея отлично летать (а я между прочим сажал его на руку) я всё равно его погубил. Косяк был в том, что не рассчитал достаточный заряд аккумулятора, и ради крутой панорамы бухты превысил предел, в итоге на обратном пути к берегу дрон самостоятельно экстренно сел на воду из-за малого заряда и утонул в Чёрном море.

Если дрон начинает пищать и говорит, что батарейки осталось 20%, то он это серьезно. Действительно 20% или меньше. Пора сажать!

Продвинутый дрон.

На данный момент я заказал новый квадрик, тоже на али, решил повторить так сказать боевой путь предшественника.. не полностью, поскольку Phantom я утопил в Чёрном море. Как зачем и почему происходила эта покупка, можно почитать тут.

Ознакомившись с многочисленными отзывами про Mavic Air я сразу решил купить тихие пропеллеры Master Airscrew, поскольку дрону и дроноводу гораздо комфортнее, когда они привлекают минимум внимания. В целом тон работы пропеллеров немного изменился и он действительно слышен меньше на расстоянии. Сами пропеллеры американского производства, достать в Москве их оказалось не просто, в итоге я купил их с известной платформы для б/у (и не только) товаров.

Мавик удивительный квадрик, просто какой-то терминатор с пропеллером. Может отслеживать объект и двигаться за ним, видит препятствия и тормозит перед ними, умеет создавать фотосферы! Этот аппарат покорил моё сердечко. По поводу настройки Мавика, тонкостей и нюансов с дальностью полёта и всяких других полезностях я написал тут. Сейчас я активно занимаюсь развитием своих навыков съёмки, вот, поглядите - снял дюны в Сычёво. Мало уметь хорошо летать, нужно еще и уметь грамотно снять требуемые пролёты!

Пару слов о месте. На заброшенном карьере в Сычёво действительно очень красиво, рекомендую посетить для разнообразия. Несколько фото от туда:
У въезда в карьер
У въезда в карьер
Тут добывали песок. И это Московская область.
Тут добывали песок. И это Московская область.
Представьте себе, что весь этот песок когда-то был дном мирового океана!
Представьте себе, что весь этот песок когда-то был дном мирового океана!

Продвинутая съёмка.

Данный уровень качества съёмки я и сам только осваиваю, по этому могу тезисно поделиться несколькими советами, которые уже доказали свою полезность:

  • Для качественной и красивой съёмки необходимо для начала изучить место съёмок на наличие основных препятствий для полётов дрона, таких как кроны деревьев, проводов, столбов, неадекватные людей, которые могут повредить дрон.
  • Следует заранее планировать то, как именно и откуда будет осуществляться захват картинки. Лучше всего кадры выглядят, когда они сняты плавно - наплывами, или при помощи аккуратных полукругов, вокруг точки интереса съёмки. Плавность - наше всё, дёрганные кадры даже на самый крутой дрон смотреть не приятно.
  • Подумайте о том, как будут меняться декорации и планы вашего видео, постарайтесь заранее снимать так, что бы потом упросить склейку материала.
  • Снимайте много, делайте несколько дублей. Тут как и с фотографиями, пока вы будете выбирать понравившиеся кадры - много материала окажется за бортом и из пятнадцати-минутного пролёта полезными будут минуты три, ну может пять.
Мой красавец! Dji Mavic Air.
Мой красавец! Dji Mavic Air.

В целом по продвинутой съёмки советов пока не много, потому что я тоже учусь. Давайте учиться вместе :)