Найти тему
ATI.SU

Потратить, чтобы сохранить. Когда нужно избавляться от подержанных грузовиков

Оглавление

В прошлом материале об оптимизации расходов транспортных компаний мы рассмотрели пять основных статей расходов, имеющих наибольший потенциал для сокращения. Пожалуй, самая интересная из них – это затраты на обновление автопарка. В этом вопросе у каждого перевозчика есть своя стратегия; как правило, она обусловлена финансовыми возможностями компании. 

Страна стареющих грузовиков

Средний возраст грузовиков в России растёт. В 2015 году он достиг 18 лет, а в 2020 превысил 21 год. На сегодняшний день две трети зарегистрированных грузовых автомобилей уже отметили 15-летие. 

Весомая часть подержанных машин принадлежит различным государственным структурам и коммунальным службам. Немало ветхих большегрузов и у коммерческих перевозчиков: в регионах России до сих пор работают видавшие виды "американцы" и КамАЗы, увидевшие свет в девяностые годы. 

Очевидно, что солидный возраст российских грузовиков связан, в первую очередь, с экономической ситуацией: 

сложно представить предпринимателя, который не покупает новый тягач не из-за отсутствия возможности, а из-за любви к старой машине.

Если же рассматривать подержанный автопоезда в возрасте 5-7 лет, мотивация владельцев бизнеса становится не такой очевидной. Нередко перевозчики используют купленные у дилеров автомобили после истечения гарантийного срока, даже если имеют возможность приобрести новые. Их логика понятна: зачем тратить деньги, если грузовики продолжают работать? Попробуем разобраться, насколько оправдан такой подход.

Лучший возраст для продажи

Эксплуатационные расходы на содержание условного пятилетнего тягача с полуприцепом составляют 2,4 млн рублей за 5 лет, или 480 тыс. рублей в год. В эту сумму входят техосмотры с заменой масла, фильтров и других расходников, а также траты на запчасти и ремонт. Понятно, что приведенная цифра является усредненной: если у машины с истекшим гарантийным сроком выйдет из строя двигатель, коробка передач или дорогостоящая электрика, затраты резко возрастут. А чем старше возраст автомобиля, тем выше вероятность таких поломок: это одна из причин, по которой крупные автопарки стараются избавляться от тягачей сразу по истечению срока гарантии.

В то же время машину, недавно отметившую своё пятилетие, можно выгодно продать. Если тягач обслуживался у официального дилера, не попадал в ДТП и находится в хорошем состоянии, его стоимость может превышать половину первоначальной. По расчетам компании "Технолизинг", если машина продается за 60% от суммы, уплаченной при покупке дилеру, а первый взнос по лизингу покрывает половину стоимости нового грузовика, его владелец остается в плюсе.

Почему владеть новым грузовиком выгоднее, чем старым? 

Во-первых, новый грузовик почти всегда готов к работе. Если у машины возрастом более трёх лет коэффициент выхода на линию может опускаться ниже 70%, то для нового тягача этот показатель составляет 97%, что неудивительно: свежая техника ломается гораздо реже. Неполадки, которые могут произойти в первые годы, обычно незначительны и устраняются в ходе плановых техосмотров.

Во-вторых, следует учитывать экономию на налогах при лизинге. По расчётам "Технолизинга", при покупке нового тягача DAF стоимостью ₽7 050 тыс. она составит ₽1 271 тыс. по НДС и ₽1 667 тыс. по налогу на прибыль.

Это основные финансовые причины, которые лежат на поверхности. Есть и менее очевидные, но не менее весомые доводы в пользу покупки новых тягачей. 

Один из них – решение кадрового вопроса. Не секрет, что в России (как и в других странах мира) растёт нехватка профессиональных водителей. Работа дальнобойщика сегодня не так престижна, как раньше и не привлекательна для молодёжи. Особенно остро эта проблема стоит в экономически развитых регионах: в Центральной России, в Поволжье, на Северо-Западе. Вакансий здесь много, а потенциальных сотрудников мало, поэтому у соискателей есть возможность выбора. 

И неопытный новичок, и водитель с многолетним стажем при прочих равных условиях предпочтут компанию, автопарк которой укомплектован новыми грузовиками: они проще в управлении, комфортнее и реже ломаются. Последний пункт имеет немалое значение: водители сегодня зачастую не умеют, да и не хотят заниматься ремонтом техники в полевых условиях. 

От возраста автомобилей зависит конкурентоспособность транспортной компании. Серьёзные заказчики досконально проверяют своих контрагентов перед заключением долгосрочных контрактов, и возраст машин может сыграть решающую роль. Ломаются новые большегрузы реже, а это значит, что риск задержек и срывов снижается. 

Выходит, что новые грузовики приносят своим владельцам ощутимо бо́льшую прибыль, чем подержанные машины. 

Решившись на покупку нового транспорта, предприниматели могут обеспечить себе стабильную и высокую прибыль на несколько лет вперёд. Расходы в значительной степени компенсируются выручкой от продажи старых машин, а выгода, которую принесут новые грузовики, станет залогом для дальнейшего расширения бизнеса. 

Вывод

От затрат на обновление автопарка никуда не деться: машины устаревают, и рано или поздно их придётся продавать, чтобы купить новые. Важно правильно выбрать момент, чтобы не стать обладателем неликвидной устаревшей техники, денег от продажи которой не хватит даже на первоначальный взнос по лизингу. Вкладываясь в покупку новой машины, предприниматель совершает долгосрочную инвестицию, которая может принести ему существенную прибыль – и в этом случае увеличение расходов в краткосрочной перспективе может быть вполне оправданным решением. 

Стоит отметить, что и другие статьи расходов транспортных компаний можно эффективно оптимизировать - например, расходы на дизельное топливо. Существует множество способов сократить траты на горючее: в их числе использование энергоэффективных шин.

Посчитайте, сколько денег можно сэкономить, переобув грузовик в такие шины!

Одним из наиболее эффективных решений в этой области являются MICHELIN X MULTI ENERGY – революционная модель шин для автопоездов, которая позволяет экономить до ₽225 тыс. в год в сравнении с обычными грузовыми шинами. Более подробно экономику использования энергоэффективных шин мы рассмотрим в будущих материалах.