Все, кто оказывается в Джакарте, рано или поздно могут услышать легенду о Си Питунге, который известен как индонезийский Робин Гуд.
Си Питунг (Si Pitung, 1886-1894) – это герой народности Батавии, коренных жителей Джакарты. По легенде Си Питунг был ловким воришкой, который в неопределенный период времени шатался по улицам Джакарты и ее окраинам. Он обладал сверхспособностями, особенной хитростью и ловкостью. Голландцам точно уж было трудно справляться с Си Питунгом.
О Си Питунге ходят легенды, снимают фильмы, выпускают сериалы и пишут романы, а у каждого представителя своей культуры – индонезийцев, голландцев и китайцев сформировался свой отличительный образ героя, который со временем видоизменялся.
Сегодня рассказы о Си Питунге – это легенды, которые передаются индонезийцами из уст в уста. Си Питунг – это достояние и наследие батавской культуры, которым индонезийцы гордятся. Легенды о Си Питунге встречаются и в балладах rancak, в стихотворных поэмах sair (syair), или даже в форме представлений под открытым воздухом, исполняющихся не всегда профессиональными актерами. Именно последние представляли Си Питунга как верного и справедливого мусульманина.
Карьера криминалиста
Си Питунг родился в Пенгумбене (Pengumben), в селе Равабелонге (Rawabelong), ныне это Палмерах (Palmerah) – телефонная станция в Джакарте. Настоящее имя Си Питунга – Ахмад Нитикусумах (Ahmad Nitikusumah).[1] Его родители – отец Бунг Пиунг, мать Мбак Пинах. Получил образование в медресе – мусульманской школе, которой руководил Хаджи Наипин (Hadji Naipin). Си Питунг занимался продажей коз. Однажды после продажи отцовских коз, Си Питунга ограбили и отобрали все деньги на базаре Танах Абанг (Tanah Abang) (по некоторым источникам это были голландцы или даже китайцы[2]). Именно эта ситуация и подтолкнула Си Питунга на «криминальную» карьеру. Так он собрал компанию единомышленников: Си Питунг и еще трое парней, Джи-их (Dji-ih), Раис (Rais), Джебул (Jebul), с которыми они организовали ограбление состоятельного землевладельца Хаджи Сапиудина (Hadji Sapiudin) в деревне Марунда (Marunda), расположенной на северо-востоке Батавии. Сегодня это музей Си Питунга (the Si Pitung Museum). По легенде банда выманила деньги у землевладельца ловким, но обманным путем: бандиты, прикинувшись государственными служащими, направили письмо богачу, чтобы тот передал деньги в их распоряжение. Они сообщили, что тот пользуется фальшивыми деньгами, поэтомуих нужно проверить на подлинность в офисе районного главы (demang). Владелец денег поверил, а банда присвоила деньги себе.
Баллада о Си Питунге
Мнения людей о Си Питунге отличаются, кто-то считает его «справедливым вором», потому что он делился украденным богатством с бедными как Робин Гуд, а кто-то считает, что он был разбойником, так как его всегда разыскивала полиция.
Говорят, что Си Питунг однажды даже был пойман батавским полицейским, который служил в период с 1888 по 1912 гг., и которого все называли господин Секотена (tuan Sekotena) и многими другими вариантами этого имени. На самом деле полицейского звали – E.W.Hinne. Но как бы там не было Си Питунг мастерски избегал наказания. И в этот единственный раз, считается, что выбраться из заключения ему помогла сверхъестественная сила.
Кто говорит, что у Си Питунга был волшебный крис, а кто говорит, что сила в его волосах, которые он однажды состриг и ослаб. Какой бы волшебной силой Си Питунг не обладал он не был бессмертным и погиб он от золотой пули. А после его смерти, могилу всегда стерегли днями и ночами, чтобы он ненароком не восстал из мертвых. О приключениях Си Питунга написана посмертная баллада:
«Баллада о Си Питунге» (Rancak Si Pitung)**
Си Питунг умер; а его родне сказали:
Его гроб несли из Крекота, а похоронили в Пенджарингане
Я знаю одного человека, который рассказал историю
О том, как его мужество было частью его духа;
Полицейский сопровождал процессию,
А могилу чемпиона Си Питунга охраняли
И продолжают охранять ночи напролет.
Да так, что нельзя и отлучиться, пока все не успокоятся.
Но стража говорила, что Си Питунг оживал в могиле,
Но осужденного держали цепи, в которых так и закопали…
Что тоже было тяжело, пусть даже и лопатами копали…
И все же пришлось его им откопать,
Чтобы убедиться еще раз, смотрели через телескоп,
Что это все-таки тело Си Питунга.
Тогда было понятно, что это его тело.
В газетах, новостях писали,
Что переломы ребр оставили следы той пули,
А смерть Питунга праздновали в Томанге по приказу Г-на Хинне…
Куда пришла орда людей.
Играли все в любые игры,
А праздник длился все семь дней и семь ночей.
Но цель была – поймать всю банду.
Так и спланировали – поймать банту Питунга.
(Перевод на русский автора)
** Балладу на индонезийском смотрите в конце статьи.
Образы Си Питунга в литературе и кинематографе
Образ Си Питунга у индонезийцев ассоциируется с современным периодом независимости Индонезии, например, писатель Прамудья (1925-2006) в своем романе Rumah kaca (1988) описывает образ Си Питунга как противостояние колониализму и общественной несправедливости.
А режиссеры изображали Си Питунга в разных обличиях. Например, Лукман Кармани (Lukma Karmani) представил Си Питунга публике в сравнении с Робин Гудом. Несмотря на то, что полиция всегда преследовала народного героя Батавии, считая его преступником, люди все равно поддерживали Си Питунга, потому что, по их мнению, обидчики (голландцы) всегда должны понести наказание за свои плохие поступки.
Народные легенды о Си Питунге также встречаются в монографии «Cerita Rakyat Betawi»[3], в которой каждая история имеет свою мораль. В этих историях Си Питунг также выступает Робин Гудом, который отбирает деньги у богатых и раздает бедным.
А вот братья Вонг (The Wong brothers) увидели в Си Питунге настоящего бандита, вероятно, на их взгляды повлияли западные тенденции. Фильм был снят в 1931 году, а роль разбойника сыграл китаец по имени Герман Шин (Herman Shin). Связь китайцев с Си Питунгом может говорить о том, что китайцы в процессе ассимиляции с местной батавской культурой хотели показать свой интерес и то, что они также считают себя жителям Батавии.
Вторым фильмом стал — «Si Pitoeng» (Си Питунг) в 1970 году, который охватил большую аудиторию – 141, 140 человек. В этой версии фильма Си Питунга изобразили борцом за справедливость, верным другом, и настоящим мусульманином. В этом фильме изображаются сцены взаимоотношения между голландцами и местными сельскими жителями. Здесь также есть и смешные моменты.
Фильм «Banteng Betawi» (Бантэнг Батавии)*, вышедший в 1971 году, стал продолжением фильма 1970 года, в конце которого Си Питунга убивают после того, как он расстался со своим талисманом. В 1977 году выходит уже третья часть про Си Питунга под названием «Pembalasan Si Pitung» (Месть Си Питунга), в котором речь идет о жизни друга Си Питунга. Четветая часть сиквела вышла в 1981 году под названием «Si Pitung bangkit kembali» (Воскрешение Си Питунга). В этой части большое внимание уделялось китайским жителям с привычными для них боевыми искусствами и практически отсутствием юмора. Это казалось логичным, так как продюсеры были китайцами. Здесь Си Питунг выступает абсолютным героем, наставником и примером для подражания для молодых революционеров «pemuda», которые повстали против голландцев.
В последующие годы фильмы с сюжетом про Си Питунга начали снижать свою активностьна телевидении. Хотя в 1994 году каждый вторник вечер можно было увидеть серии про Си Питунга на TPI — индонезийский образовательный канал.
Таким образом, образ Си Питунга строился и передавался зрителю на основе режиссерского видения и отношения к герою.
Си Питунг — предмет исследования
На сегодняшний день главным исследованием «по делу» Си Питунга является статья «В поисках Си Питунга: История индонезийской легенды» (In search of Si Pitung: The history of an Indonesian legend) автора M. van Hill.[4] Именно эта статья освещает образы Си Питунга в кинематографе, общение с местными жителями поселка Марунда (Marunda), а также поднимает архивные материалы, в частности печатные издания (газеты и статьи). В статье автор публикует отрывки из сценария, взятых из фильмов, а также их перевод на английский.
Последующие авторы,[5] включая индонезийцев,[6] зачастую ссылаются на вышеупомянутую работу, когда затрагивают тему о Си Питунге. Например, Peter J. M. Nas в работе «Городской символизм» (Urban Symbolism)[7] кратко говорит о культуре Батавии, где также упоминается имя Си Питунг как мастер «растворяться», грабить голландцев и отдавать их богатство нуждающимся индонезийцам.
Си Питунг — реальный человек
Ссылаясь на истории и свидетельства индонезийских жителей села Мандура, существующей могилы в Джакарте, публикациям в газетах (Hindia Olanda (1892)) можно сказать, что Си Питунг это не вымышленный персонаж, а реальный человек, которого сравнивают с «джаго» (jago) – лидером банды. В понимании яванцев джаго обладал физической и магической силой. Си Питунг в образе джаго стал настоящей угрозой для голландцев в то время. По сей день люди приходят на заросшую бамбуком могилу Си Питунга размером в 2 на 5 метров на улице Jalan Raya Kebayoran Lama в Джакарте, чтобы просто посидеть и зарядиться магической энергией или же сторожить, чтобы вдруг случайно Си Питунг не вылез из могилы.
Музей Си Питунга
Сегодня дом Си Питунга – это музей «Rumah Si Pitung», который находится в северной Джакарте. Этот район сейчас называется Марунда Пуло (Marunda Pulo), которое было когда-то маленьким островом. Этот дом Си Питунга когда-то был домом богатого купца, которого ограбила банда во главе с Си Питунгом. Дом существует примерно с 1800-х годов. Об ограблении было опубликовано в газете Hindia Olanda 10 августа 1892 г.
Также бытуют две легенды взаимоотношений Си Питунга с богатым купцом: 1) что Си Питунг действительно ограбил купца; 2) они были друзьями, Си Питунг никогда там не жил, но иногда укрывался от полиции, а затем они просто разыграли сцену ограбления.
В 1972 году это здание было куплено местным региональным правительством Мат Сани (H. Mat Sani), который, как известно, проживал в этом доме. До того, как дом переименовали «Румах Си Питунг», местные жители называли этот дом «Румах Тингги» (Rumah Tinggi).
Дом также использовался как место для съемок фильма «Pitung Jago Betawi»(Питунг — боец Батавии).
В 1999 году здание было объявлено объектом культурного наследия на основании Регламента DKI провинции Джакарта № 9 от 1999 года. Дом Си Питунга стал символом истории борьбы и сопротивления народа Батавии против голландского колониализма.
Несмотря на негативный образ Си Питунга как указывают некоторые мнения и источники, в глазах индонезийцев он – национальный герой. Он – Робин Гуд.
*Бантэнг — обитает в лесах; одомашнен на о-ве Бали; публ. голова бантэнга — символ демократии)
Дополнительные источники:
[1] https://www.mitramuseumjakarta.org/history/sipitung
[2] https://www.mitramuseumjakarta.org/history/sipitung
[3] https://dongengceritarakyat.com/category/cerita-rakyat-nusantara/cerita-rakyat-betawi/
[4] Till, M. (1996). In search of Si Pitung; The history of an Indonesian legend. Bijdragen tot de taal-, land-en volkenkunde/Journal of the Humanities and Social Sciences of Southeast Asia, 152(3), 461-482.
[5] https://en.antaranews.com/news/136275/meet-si-pitung-betawis-revered-bandit-loathed-by-the-rich
[6] Attas, S. G. (2017). Seni Pertunjukan Cerita Si Pitung: Pertarungan Identitas dan Representasi Budaya Betawi. Arkhais-Jurnal Ilmu Bahasa dan Sastra Indonesia, 8(1), 70-80.
[7] Nas, P. (Ed.). (1993). Urban symbolism (Vol. 8). Brill.
**Rancak Si Pitung
'Si Pitung sudah mati dibilangin sama sanak sudaranya
Digotong di Kerekot Penjaringan kuburannya
Saya tau orang rumah sakit nyang bilangin
Aer keras ucusnya dikeringin
Waktu dikubur pulisi pade iringin
Jago nama Pitung kuburannya digadangin
Yang gadangin kuburannya Pitung dari sore ampe pagi
Kalo belon aplusan kaga ada nyang boleh pegi
Sebab yang gadangin waktu itu sampe pagi
Kabarnya jago Pitung dalam kuburan idup lagi
Yang gali orang rante mengaku paye
Belencong pacul itu waktu suda sedie
Lantaran digali Tuan Besar kurang percaye
Dilongok dikeker bangkenye masi die
Memang waktu itu bangke Pitung diliat uda nyata
Dicitak di kantor, koran kantor berita
Ancur rumuk tulang iganya, bekas kena senjata
Nama Pitung suda mati Tuan Hena ke Tomang bikin pesta
Pesta itu waktu keiewat ramenye
Segala permaenan kaga larangannya
Tuju ari tuju malem pesta permisiannya
Sengaja bikin pesta mau tangkep kawan-kawannya
Nama Pitung mau ditangkep kawan-kawannya.'