Найти в Дзене

Архитектурные Ордеры

Визуальный язык греческих храмов, например афинского Парфенона, покоится на пропорциях и внешнем виде различных архитектурных ордеров (в которые входят колонны и покоящийся на них антаблемент). Римские архитекторы переняли это наследие и правила, которые соответствовали использованию каждого ордера: крепкого и мужественного дорического, тонкого и женственного ионического (Витрувий пишет, что завитки его капителей напоминают “прекрасные локоны” девушки) и более детально проработанного коринфского, украшавшегося резными листьями аканта.

Парфенон — памятник античной архитектуры, древнегреческий храм
Парфенон — памятник античной архитектуры, древнегреческий храм

Коринфский ордер и близкий к нему композитный особенно нравились римлянам, любившим детали. Кроме того, ордеры были полностью симметричными, а следовательно, подходили для использования в любых типах зданий. Римские архитекторы применяли их повсеместно, но постепенно под их влиянием функции колонн изменились. Тогда как в греческой архитектуре колонна являлась структурным элементом, перенося вес крыши строения но его основание, в римской архитектуре нагрузку часто несли массивные бетонные столпы и своды, которые давали возможность колоннам и колонным элементам служить в декоративных целях – с гораздо более подробной детализацией – без какой-либо несущей нагрузки.

Коринфский ордер — один из трёх греческих архитектурных ордеров. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является покрытая стилизованными листьями аканта. Источник фото https://www.3dfleur.ru
Коринфский ордер — один из трёх греческих архитектурных ордеров. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является покрытая стилизованными листьями аканта. Источник фото https://www.3dfleur.ru

Римские архитекторы использовали декоративные колоннады в любых строениях – домах с фонтанами, воротах и театральных зданиях. Прекрасным примером этого становится Колизей: его “встроенные” полуколонны – лишь поверхностное украшение без какой-либо структурной задачи, и на каждом из арочных ярусов используются колонны разных ордеров (тосканского, ионического, коринфского). Во многих зданиях дополнительный визуальный эффект создавался благодаря игре светотени, использованию разноцветного мрамора и особых украшений (например, спиральных каннелюр).

ионический ордер Один из основных архитектурных ордеров, для которого характерны колонны с базами, увенчанные капителями с плавно соединенными между собой крупными завитками. Источник фото https://evan-gcrm.livejournal.com
ионический ордер Один из основных архитектурных ордеров, для которого характерны колонны с базами, увенчанные капителями с плавно соединенными между собой крупными завитками. Источник фото https://evan-gcrm.livejournal.com

Использование колонн в качестве декоративного, практически барочного элемента не одобрялось Витрувием и другими пуристами, но означало, что римская архитектура обладала явным визуальным отличием.

композитный ордер, римский ордер. Источник фото https://temple_architecture.academic.ru
композитный ордер, римский ордер. Источник фото https://temple_architecture.academic.ru

Если вам понравилась статья пожалуйста ставьте пальчики вверх, подписывайтесь на канал. Это сильно поможет развитию канала. Спасибо за внимание. )

© Диана Кривцова