Человек, создавший себя из ничего, так говорили о Рустем-паше современники. Венецианский посол Бернардо Навагерро, записи которого об Османском дворе привожу постоянно, в 1553 году писал: «Следует отметить, что Рустем-паша отличается большой проницательностью, пожалуй, он родился для той должности, которую занимает. Он достаточно приветлив и дружелюбен, хотя никогда не показывает своих эмоций. И никого лучшего нельзя пожелать османскому правителю Сулейману – вряд ли можно встретить такого мудрого советника, как действующий Великий визирь».
Сегодня многие исследователи также считают Рустема-пашу очень неоднозначной личностью, называют мастером политической интриги, в один голос отмечают его преданность падишаху и твердят, что он никогда не участвовал в заговорах, не говоря уже о коррупции. Словом, являлся «образцом правильного поведения, трезвости и благочестия». Так что нет ничего удивительного, что Михримах-султан выбрала его себе в мужья…
Также никто не отрицает — карьера Рустема-паши при Османском дворе и без помощи Хюррем-султан развивалась стремительно. Сделать ее умному и проницательному человеку, коим он был в действительности, труда не составляло. Да и звездам было угодно, чтобы у него все складывалось так, как надо.
Чего только стоила драка между Сулейманом-пашой и тогдашним Великим визирем Хюсревом-пашой, которую они затеяли на глазах у повелителя! Все, кому довелось присутствовать при этом, находились в ужасе. Неслыханная дерзость! В присутствии султана лишний раз вздохнуть боялись, а тут свару устроить! В итоге, обоих нарушителей сняли с постов и отправили в ссылку, а место Великого визиря на девять лет занял Рустем-паша и прекрасно справился с возложенными на него обязанностями.
Как обычно случается с подобными людьми, при жизни о нем говорили разное. Одни обвиняли во взяточничестве, другие, наоборот, твердили об его корректности и благочестии. Но вместе с тем все были единодушны — Рустем-паша умеет признавать собственные ошибки и избегать их повторения.
Надо сказать, что негативный образ вокруг Рустема-паши во многом сложился после написания и распространения Ташлыджалы Яхьи-бея стихотворного произведения, посвященного казни шехзаде Мустафы. К слову, большинство считали его довольно посредственным поэтом и считали: если бы не эти его хадисы, направленные в адрес Великого визиря, вряд ли кто о нем вообще услышал. Но как бы там ни было, все соглашались — надо быть смелым, дабы публично обвинить зятя султана и Великого визиря в соучастии в убийстве наследника и назвать его дьяволом...
В 1553 году взбунтовавшиеся янычары потребовали лишить Рустем-пашу жизни. И если бы не заступничество Хюррем-султан, то вполне вероятно правитель казнил своего зятя, тем паче, что ему это было не привыкать делать. Уж ежели с лучшим другом Ибрагимом-пашой расправился, то что ему стоило убрать кого-то Рустема-пашу!
Однако тут случилось чудо — грозный тесть пожалел своего зятя. А, быть может, понимал, лишившись его поддержки, потеряет гораздо больше, поэтому только снял с должности и отправил в Ускюдар. Правда, там дамат находился недолго — всего два года. Рустему-паше вновь удалось вернуть не только доверие повелителя, но должность Великого визиря, что много говорит об его способностях и талантах.
Публикация по теме: Дамат Рустем-паша