В этого мужчину влюблялись с первого взгляда и великосветские дамы, и просто случайные спутницы, которые знакомились с ним. Он обладал необычной тонкой красотой лица, изящными манерами, блестящей выправкой офицера и всепоглощающим обаянием.
К тому же этот юноша был русским великим князем, его прадедом по материнской и отцовской линии являлся император Николай I. И это неудивительно, ведь родители князя находились в родстве (мать приходилась отцу двоюродной племянницей).
Казалось бы, этого человека можно было назвать баловнем судьбы, однако его жизнь часто висела буквально на волоске, и только счастливый случай спасал Дмитрия Павловича от cмepти.
Роковое рождение
«Младенец мepтв», - чуть выдохнула из себя акушерка, принимавшая роды у великой княгини Александры Георгиевны, греческой принцессы.
Но несчастная мать ее уже не слышала, она впала в забытье и через 6 дней после родов cкoнчалась.
Роды начались внезапно ночью, врача в небольшом дворце в имении Ильинское, принадлежавшего брату отца новорожденного Сергею Александровичу, не оказалось. Нашли акушерку, которая смогла принять на руки худого синего недоношенного мальчика.
Казалось бы, младенца невозможно было спасти. Но его дядя решил до конца бороться за жизнь племянника. В ту роковую ночь, поняв, что новорожденный едва дышит, он обложил его ватой и горячими бутылками, потом сам пеленал и купал, нашел самую лучшую кормилицу и врачей, которые вели постоянный надзор.
Каким-то чудом ребенок, нареченный при крещении Дмитрием, выжил.
Рос он вместе со своей сестрой Марией (она была старше мальчика всего лишь на год). Воспитание детей легло на плечи отца, бездетного дяди Сергея Александровича и его жены Елизаветы Федоровны.
Впрочем, горячо любимый отец вскоре покинул детей. Он увлекся замужней женщиной, добился ее развода и за границей заключил морганатический брак. После этого император Николай II был вынужден лишить Павла Александровича содержания, всех титулов и права проживать в России.
Воспитывать осиротевших детей было поручено Сергею Александровичу.
Взрыв бомбы
Второй раз смерть пришла к юному князю Дмитрию и вновь оставила его в живых.
Произошло это в революционном 1905 году.
Его дядя и воспитатель Сергей Александрович служил московским генерал-губернатором и был известен своей жесткой позицией по отношению к революционерам, которые когда-то yбили его отца – императора Александра II. Революционеры отвечали ему тем же, у них уже давно созрел план yбийcтва нeнaвистного чиновника.
Сам великий князь, замкнутый в себе и чрезвычайно религиозный, записал однажды в своем дневнике, что желает мученической смерти за Отечество. Его желание было исполнено. Бомбисты охотились за ним.
В начале 1905 года руководитель группы революционеров эсер Борис Савинков ждал на улице экипаж Сергея Александровича, чтобы дать распоряжение о его подрыве. Он увидел карету генерал-губернатора, но в ней помимо великого князя сидели Дмитрий Павлович, его сестра и тетя Елизавета Федоровна. Савинков остановил покушение.
Экипаж с князем взорвали буквально через полторы недели. Взрыв был огромной силы, тело Сергея Александровича paзoрвало на куски так, что даже хоронить было нечего.
Дмитрий Павлович, будучи еще подростком, увидел все то, что осталось от дяди, и долго не мог прийти в себя.
Тетя Елизавета Федоровна, простив убийц любимого супруга, удалилась для служения в Марфо-Мариинскую обитель. Дмитрия с сестрой взяла себе на воспитание царская семья, императрицу дети так и называли «мама Аликс».
Первая мировая война
Дмитрий незаметно вырос и превратился в настоящего красавца, который восхищал женщин, прекрасно скакал на лошади и даже умел управлять автомобилем.
Жил юноша весьма свободно, не нуждаясь в деньгах, и имел множество знакомств в великосветском мире. При этом он окончил офицерскую кавалерийскую школу и поступил на военную службу.
Известно, что Дмитрий симпатизировал старшей дочери императора Ольге и просил ее руки. Однако в дело вмещался старец Григорий Распутин, который отговорил императрицу от этого брака. Обиду на Григория Дмитрий затаил надолго.
Но, несмотря на блестящую жизнь, смерть ходила за Дмитрием по пятам. В августе 1914 года грянула Первая Мировая война. Молодой офицер отправился на фронт. Проявлял в боях храбрость и отвагу, несколько раз рисковал жизнью, за что и был награжден Георгиевским крестом, который можно было получить только за ратные подвиги.
Смерть снова обошла его стороной.
Убийство Распутина
На полях Первой мировой войны России приходилось трудно. Росло недовольство и правящей династией. А внутри самой династии велись разговоры о том, что император Николай не справляется с возложенной на него миссией. Много ходило сплетен вокруг царского любимца Григорий Распутина, который лечил больного гeмoфилией царевича Алексея.
Обида на старца была еще сильна в сердце Дмитрия, к тому же эту обиду подогревал его близкий друг - великосветский лев Феликс Юсупов, который и организовал заговор с целью убийства Распутина и позвал в ряды заговорщиков Дмитрия Павловича.
Убийство состоялось в ночь на 17 декабря 1916 года. Считается, что Дмитрий Павлович стрелял в старца, хотя есть версия, что выстрел за него произвел офицер английской разведки О. Райнер, который как раз и являлся истинным организатором происшествия.
Известно, что Феликс Юсупов, эмигрировавший за границу, всю жизнь потом с гордостью рассказывал о своем участии в этом событии, получал гонорары за написанные об этом книги и снятые фильмы. Князь Дмитрий Павлович, напротив, в этом убийстве раскаивался и никогда ничего о нем публично не говорил и не писал.
Узнав о смерти "дорогого старца", Александра Федоровна распорядилась арестовать Дмитрия и Юсупова и потребовала от мужа наказания для них.
Николай II велел сослать Дмитрия в Персию. 16 великих князей написали письмо царю с просьбой отправить Дмитрия в другую ссылку, потому что климат Персии был опасен для его здоровья, к тому же обстановка в стране была неспокойная. Но Николай не стал слушать своих родственников.
Дмитрий покорно уехал в Персию, и многие полагали, что там он погибнет.
Великие князья не знали, что через два года царская семья и шестеро из них будут казнены, а Дмитрий Павлович именно благодаря своей дальней ссылке будет спасен.
Смерть опять пощадила этого человека.
Изгнание
Дмитрий был в Персии, когда узнал о Февральской революции, он хотел вернуться в Россию, но не успел. Английская разведка помогла ему эмигрировать.
За границей Дмитрий Павлович оказался без денег и без определенного рода занятий. Все было нужно начинать сначала. Правда, судьба проявила к нему благосклонность, в него влюбилась уже известная в ту пору Коко Шанель, роман с которой продолжался целый год. Коко помогла сестре Дмитрия Марии Павловне, покупая ее вышивки в русском стиле, чем материально поддерживала бывшую великую княгиню.
Однако талантливой француженке не довелось стать женой Дмитрия Павловича.
Он покинул Париж, перебравшись в США. Там также пытался найти способ заработка, продавал шампанское, автомобили. Ему было уже под 40 лет, когда он познакомился с американкой Одри Эмери и женился на ней.
В браке родился сын, названный Павлом, но сами супруги скоро расстались.
Дмитрий Павлович вернулся во Францию и переживал глубокий душевный кризис. Он понял, что ему не суждено увидеть Россию, что монархию на его Родине не удастся восстановить, что все надежды рухнули.
Он скромно и тихо жил во Франции, когда же здоровье окончательно пошатнулось, перебрался в Швейцарию.
Его уже ничего не интересовало и не увлекало. Бывший великой князь покорно ждал смерти.
И она пришла за ним как та гостья, которая дарует забвение и вечный покой.
Дмитрий Павлович умер в 1942 году в возрасте 50 лет и был похоронен в дворцовой церкви на острове Майнау.