Чтобы встретить свою любовь, Миле и Георгию Индулен пришлось пережить многое. И не будь у каждого своей непростой судьбы -- неизвестно, сложилось ли бы их счастье. Ведь наша любовь тем сильнее, чем больше мы в нее вкладываем.
Жизнь до встречи
Мила, 53 года, психотерапевт, руководительница Школы гейш:
Я развелась с мужем на тринадцатом году брака, когда узнала, что он мне изменяет с секретаршей. Все оказалось так банально. Подруги меня удерживали: «Ты с ума сошла! Опомнись! У вас двое детей. Подумаешь -- изменяет! Все они так делают -- это машинально, без души! Не бросает же!» А я не хотела, чтобы мне «машинально» изменяли. Даже если и «без души»! Наверное, в этом я -- не как все. Увлекся бы безумно какой-нибудь красавицей, потом повинился, я бы поняла и простила. А принять его измену -- словно он в своем праве изменять -- не смогла.
Я вышла замуж в 18 лет, муж на два года старше. Он добился больших успехов в бизнесе, и наша жизнь в конце 90-х резко изменилась. Мы жили в просторном частном доме. У нас были домработница, садовник, водитель. Отпуск проводили в пятизвездочных отелях -- мартини у бассейна, пальмы, казино, вечерние туалеты к ужину. Беседы о бизнесе. Солидные друзья. От меня требовалось хорошо выглядеть, переодеваться четыре раза в день, соответствовать, улыбаться, пропускать мимо ушей и не замечать. Я понимаю, что многие женщины так живут и счастливы. А многие -- мечтают так жить. Но мне хотелось чего-то другого. Я окончила Архангельскую консерваторию по классу «хоровой дирижер», прекрасно пела, умела разговорить и очаровать любого собеседника, вплоть до самого нелюдимого монстра. Меня интересовала тайная жизнь человеческой души. Мне всегда хотелось изучать психологию. А муж возражал: «Для светской дамы это непрестижно!» Может быть, он боялся, что я начну слишком серьезно относиться к жизни, увижу новый мир и других людей -- и это нарушит гармонию в семье? И как меня ни уговаривали приятельницы и мой собственный здравый смысл – «куда ты, он же такой состоятельный, а у тебя двое детей, и ты никогда не работала», -- я решилась на развод.
Муж оставил нам с детьми дом. Мы договорились про алименты. Сразу после развода я уехала в поход с палатками на неделю -- чтобы готовить у костра и спать на земле. И поступила в Институт прикладной психологии. Через год учебы со мной что-то произошло: я стала сочинять мистериальную музыку, организовала свою музыкальную группу Dangra. Шесть лет пела, записала четыре диска, сочинила музыку к спектаклю театра Русской драмы «Жасмин». Объездила со своей компаньонкой-китаянкой половину Китая в поисках искусных поделок для продажи в Латвии. Получила диплом мастера чайной церемонии. Изучала цигун в Шаолине. Организовала Школу гейш, где учу девочек красиво одеваться, женственно держаться и верить в себя.
Да, у меня были дни сомнений, тревоги, трудные периоды. Но это была моя жизнь, и руль от нее я крепко держала в руках. Мои дети выросли. С бывшим мужем мы сохранили добрые отношения. И я все чаще задумывалась о себе -- как сложится моя судьба...
Георгий, 44 года, бизнесмен, историк, теолог:
В молодости я чуть было не ушел в монастырь. Провел на пороге монашеской жизни несколько недель. И понял: получить то, что хочешь, совсем не трудно. Очень трудно понять, чего тебе хочется на самом деле, распознать, к чему стремится душа.
В юности я мечтал о духовном поприще. После десятого класса решил поступать в православную семинарию. Отец был категорически против. Зато мой духовный наставник, отец Кирилл, меня поддержал. И вдруг за неделю до школьных выпускных экзаменов он резко изменил свое мнение и предложил мне окончить университет, чтобы узнать жизнь со всех сторон и «принимать решение осознанно». Я расстроился, но последовал совету, потому что полностью ему доверял. Поступил на исторический факультет Латвийского университета, параллельно записался на курс теологии. И через два года, когда моего наставника уже не было в живых, узнал: оказывается, к нему приезжал мой отец и требовал, чтобы тот силой своего авторитета заставил меня отказаться от «безумного решения -- удариться в религию». Батюшка внял его требованиям. Я возмутился и почувствовал себя преданным, забросил университет, поехал странствовать по монастырям и святым местам. Теперь я вижу, что все сложилось как должно. А тогда -- сильно обиделся. Искал нового духовного отца. Не нашел. Вернулся и восстановился в университете.
Много думал о религии. Если моя православная вера -- единственно правая, то остальные миллионы -- еретики и безбожники? Ну не могут миллионы людей быть еретиками и безбожниками! У благочестивого японца или китайца -- своя традиция веры, с виду очень странная. А копнешь чуть глубже -- под экзотическими обрядами все те же ценности. Для меня православный подход – «верить надо только так» -- оказался слишком узким. И я перешел из православия в католичество, где допускается возможность верить в Бога по-разному. Шаг был тяжелым -- я порывал с прежней жизнью, со многими друзьями.
Опять оставил университет, поступил в католическую семинарию. Через год захотел стать монахом-иезуитом, чтобы уж совсем уйти в служение. Что-то в иезуитах было для меня величественное и таинственное. Может, отчасти такое впечатление осталось от прочитанных в юности романов Дюма про трех мушкетеров, где Арамис становится генералом ордена и открывает двери темниц одним поворотом генеральского перстня на пальце. Мне порекомендовали подождать, пока после смены вероисповедания пройдет три года, а потом поступать в знаменитый иезуитский монастырь в Инсбруке, в Австрии. Я получил направление быстрее. И радостно, в приподнятом и восторженном настроении, отправился вступать в орден иезуитов.
Я оказался в райском уголке -- в прекрасном старинном особняке с парком и видом на горы, при мудрых духовных наставниках. Мечта сбылась. Хорошая оказалась мечта -- никакого обмана, да только для кого-то другого. Мне ее мечтать не стоило. Знаете, я был в положении человека, который приобрел итальянский спортивный автомобиль с низкой посадкой, а сам он живет за городом -- и ведет к его дому проселочная дорога. Отличный автомобиль, но -- не тот. Меня одолели сомнения: что я тут делаю? зачем? кем я стану в итоге? Коммивояжером от религии, путешествующим по миру? Поделился сомнениями со своим духовным наставником. Он спрашивает: «А может, это и не твое призвание?» -- «Может, и не мое». – «Может быть, ты хочешь вернуться к мирской жизни?» -- «Может, и хочу». – «Ну тогда возвращайся!» И мне вручили билеты на самолет до Риги. Я был ужасно разочарован -- мне казалось, что меня должны уговаривать и убеждать, а не отпускать. Я приехал в Ригу в состоянии легкого шока. А потом успокоился и решил: раз не вышло с духовным призванием, буду строить семью и жить как все.
И началась моя вторая жизнь, о которой я никогда не мечтал. Наконец-то получил университетский диплом. Женился на славной женщине. Жили мы обычно -- притирались друг к другу, что-то у нас было общее, большая часть интересов -- разные. Я об этом тогда не думал -- ну разные и разные. Неинтересно ей то, что волнует меня, -- значит, так суждено. Занялся издательским бизнесом, изучал мировые религии, восточные техники медитации, цигун. У нас родилась дочь. И мы ее через два года потеряли -- от тяжелой болезни. Некоторые семьи в несчастье сближаются. С нами такого не произошло -- у нас не оказалось того общего фундамента, на котором мы смогли бы в тяжелое время удержаться и утешать друг друга. Моя жена так и не оправилась от горя. Через некоторое время она решила развестись. Это была ее инициатива. Я женился на всю жизнь. Но удерживать ее не стал -- ей виднее, как для нее лучше. Мы расстались. И через два месяца после развода я встретил Милу.
Продолжение ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал!
Галина Зайцева (с) "Лилит"