Как-то незаметно Россия перестала называть себя «самой читающей страной в мире». По данным опросов Левада-Центра, за последние 12 лет число людей, утверждающих, что они «практически не читают книг», выросло с 23% до 37%. При этом число издаваемых книг с начала 90-х годов непрерывно увеличивается и давно превзошло показатели советских лет. Кто же и что читает сегодня в прежде «самой читающей» стране?
Совершенно очевидно, что за последние годы у нас сложился ассортимент модной книги, то есть такой, которую читать модно. Мы видим эти книги на стеллажах с надписью «лидеры продаж» и на стендах Международной книжной ярмарки; те же названия и в раскупаемых публикой журналах. Эти названия сезонны, как и положено моде. Книги давно являются индикатором «культурного контекста»: скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Плохо это или хорошо?
Для издателей появление в России модной читающей публики – прекрасная перспектива: на таких читателей можно рассчитывать, их круг растет и расширяется. Это уже не только «гуманитарная» учащаяся молодежь, это и молодые преподаватели, аспиранты и те, кто получает второе образование, и т. д. Для них книги и разговор о них являются частью досуга, имиджа, светского обихода, они хотят «быть в курсе» и уметь поддержать беседу на эту тему, чтобы стать частью определенного круга и образа жизни. Неплохо это и для всех нас: новая культурно-динамичная группа готова развиваться, расширять свой смысловой кругозор; она уже стала образцом для других людей, как это и бывает с явлениями моды. А само наличие моды говорит о том, что в обществе и культуре помимо расслоения есть и динамика. Люди, претендующие на роль политической, экономической, культурной элиты, читают книги, чтобы ощутить себя частью большого, открытого мира науки, культуры, публичной жизни с его многообразием и конкуренцией, личным выбором и ответственностью за этот выбор.
В международном пространстве уже сложилась глобальная модель современной литературы, которую читают все. Это не обязательно художественная проза, популярен и жанр нон-фикшн. В модных книгах представлена вся структура смыслового мира современного человека: в них есть этнография, астрономия, медицина, история – то, что значимо сегодня. Витрина московского книжного магазина мало отличается от витрины магазина в Лондоне или Варшаве: семь-восемь узнаваемых названий плюс три-четыре книги актуальных местных авторов. У России есть будущее: литература модная, несомненно, будет соотноситься с литературой «высокой», проблемной, за которую потом дают Нобелевские премии.
ТЕКСТ: Psychologies.ru