Подруга дочитала мой последний рассказ и разочарованно сказала:
– Не понимаю, зачем ты это делаешь?
– О чём ты? – спросила я.
– Зачем писать рассказы от первого лица? Для чего ты сделала себя женой этого бесхребетного существа? Ведь в жизни ты бы на него даже не посмотрела.
– Так эффектнее, лучше для рассказа.
– А для тебя? – воззрилась на меня подруга. – Набегут комментаторы и будут тебя воспитывать, говорить, что ты наивная, пустоголовая, женщина с пониженной социальной ответственностью...
– Ну и пусть. Зато рассказ получился.
– Ага, как и те, другие, где ты буфетчица, готовая порадовать каждого клиента, туповатая учительница, никому ненужная старая дева... – начала вспоминать подруга. – Тебе не надоело быть посмешищем?
– Это, конечно, не очень приятно, – ответила я, – но так нужно для дела.
– Для какого дела? Я бы ещё поняла, если бы за это платили. Но позориться за копейки, по-моему, глупо.
***
В моей прошлой жизни, когда я ещё не писала рассказов, я тоже делала дело, но за деньги, причём за большие. Они никогда не влияли на то, как я относилась к делу. Деньги могли поднять настроение или опустить его в минус, но не более. Они не могли заставить меня работать лучше или хуже.
Дело для меня было важнее всего, даже своих материальных интересов и отношений с людьми. Оно было престолом алтаря, на который я приносила себя и всё, что у меня было.
Однажды я была руководителем проекта по реорганизации предприятия. Пригласила коммерческого директора, чтобы рассказать ему о предстоящих нововведениях и согласовать детали. Он внимательно выслушал меня, но высказываться не спешил.
– Ну и как тебе проект? – спросила я.
– Пока не знаю, – ответил он, глядя на организационную схему, и поинтересовался: – а где здесь я?
Тогда я очень удивилась. Оказалось, что человек, которого я считала профессионалом, не может дать оценку, пока не поймёт, выиграет он или проиграет от изменений. Для него идеи в чистом виде не существует. Он готов рассматривать вопрос только в свете своих собственных интересов.
Есть один потрясающий фильм. В нём женщина-лоббист приносит себя в жертву (садится в тюрьму) ради одного законопроекта. Бывают разные профессии, в которых работа сопряжена с риском. Но в фильме речь идёт о другом, о сознательном обмене себя на результат, о самоотдаче. Только так и вершится настоящее дело, без оглядки на себя и свои интересы.
***
Я не профессиональный писатель и никогда им не стану, но любой рассказ для меня – дело. Ради него я готова примерить на себя разные роли, быть мужчиной, котом, – кем угодно. Так надо для рассказа, чтобы лучше выразить то, что я хочу сказать.
Возможно, я больше не буду писать рассказов. Это будет означать одно: меня позвало другое, более важное дело, которому я нужна без остатка.
Навигация по каналу здесь