Не знаю, когда б добралась я до Чердыни, если бы не закрытые пандемией границы. Ну, это дело известное - человек не пользуется тем, что имеет. Питерцы не ходят в Эрмитаж, сочинцы редко бывают на море, а жители Перми не могут доехать до столицы Перми Великой города Чердыни. Своеобразного музея под открытым небом.
К современной Перми Пермь Великая не имеет ни малейшего отношения. В средние века это было почти государство, образовавшееся на Среднем Урале в XV- XVI веках. Пермь Великая появилась благодаря новгородцам, которые пришли в эти места через Вычегду; новая территория оказалась намного больше Перми Вычегодской, и её называли Великой. В то время здесь существовало около десяти укреплённых пунктов, которые занимались сбором ясака с коми-перяков и вогул. Город Чердынь, расположенный на семи холмах близ слияния трёх крупнейших рек – Камы, Колвы и Вишеры, - упоминается в вычегодско-вымской летописи в 1451 году. В 1472-м Чедынь вошла в состав Московского княжества и стала его важнейшим восточным форпостом. Но история Чердыни – гораздо более древняя. Уже в VIII-IX веке здесь жили люди; В X-XV веках на Троицком холме существовало укрепленное городище, относящееся к родановской культуре. Люди, жившие на берегах Колвы, вели обширную торговлю с волжскими булгарами и Ираном, северными народами и Великим Новгородом. И - Чердынь «переезжала» несколько раз – раньше она была на месте Пянтега и Покчи.
Чем хороша поездка в Чердынь? Тем, что вы одним заходом собираете всех зайцев, то есть, посещаете львиную долю исторических мест Пермского края – города Березники и Соликамск, село Усолье и городок Ныроб, ставший символом «края земли» и заброшенности.
Наша старая домашняя шутка:
- Дорогой, поедем в Париж!
- Дорогая, пока получается только в Ныроб...
... Двухдневное путешествие в Чердынь и Ныроб кажется кругосветным после четырёх месяцев заточения. Мы едем в другой город и даже будем ночевать в гостинице!!! План такой: выезжаем из Перми утром, триста километров преодолеваем примерно за пять часов, заселяемся в гостиницу и идём гулять, на другой день посещаем музеи и монастырь, отправляемся в Ныроб, а вечером – назад в Пермь.
Дорога до Чердыни великолепная. Плохо, что по прогнозу дождь, но дальше откладывать эту поездку не хочется...
В Чердыни три-четыре гостиницы; самая презентабельная стоит прямо на Колве, в трёх метрах от воды. Мы выбрали самую скромную (Лунегова, 16) и не прогадали – она оказалась совершенно пустой.
- Правильно, что приехали в четверг, в выходные всё будет забито, - кивнул нам хозяин, попросил снять обувь (!) на входе и вручил ключи.
Даже в девяностые, работая в газете и отправляясь в командировки, я не ночевала в таких местах: наша гостиница напоминает длинный деревянный барак из цельных брусьев с удобствами, старый, но очень добротный, как сам городок. «Отель» стоит на высоком берегу Колвы (отсюда видны Уральские горы и вершина Полюд), но не пользуется своим преимуществом: окна из номеров почему-то выходят не на хребет и на Колву, а во двор и на поле. Стоимость, правда, смешная – пятьсот рублей с человека.
Чердынь... Небольшой городок с архитектурой XIX века - ни тебе высоток, ни бетонно-стеклянного новодела, словно вы попали в гравюру двухсотлетней давности. Современные здания есть, но во-первых, их можно пересчитать по пальцам, а во-вторых, они вписаны так, что совсем не видны. Табличек «Памятник архитектуры. Охраняется государством» едва ли не больше, чем в губернских городах - Перми и Екатеринбурге. Но ладно бы только архитектура... Городок спроектирован так, что из любой точки его центра, словно из амфитеатра открывается потрясающий вид на Колву, Уральские горы, тайгу и Полюд. В сочетании памятников архитектуры и памятников природы – его уникальность. Вы всё время меняете фокус - на дома, на Полюд, на дома, на Полюд...
В Чердыни - несколько «центров», несколько знаковых мест.
«Главный центр» - это Троицкий холм; в XII-XIII веках на этом месте было Чердынское (Троицкое) городище, относящееся к родановской культуре. В XV веке здесь появилась деревянная крепость, земляной вал этой крепости до сих пор сохранился. На краю холма воспроизведена одна из башен крепости – Спасская.
Перед ней - деревянная церковь Ильи Пророка. Южнее Троицкого холма находится Вятский холм. Здесь было Вятское городище: археологами обнаружены предметы металлургического производства и артефакты пермского звериного стиля.
Второе знаковое место Чердыни – Храм Иоанна Богослова, построенный в 1704-1718 годах. Самое старое здание города строили пленные шведы-каменщики по приказу князя Гагарина, Тобольского генерал-губернатора, посетившего Чердынь проездом.
До каменного здания, ставшим символом Чердыни, здесь строили деревянные храмы, и был основан древнейший на Урале мужской монастырь. В годы советской власти этот храм был закрыт лишь с 1940 по 1947 год, поэтому церковное убранство сохранилось.
Одна из его жемчужин - иконостас, расписанный известными мастерами Григорием и Дмитрием Фёдоровыми. По всей России осталось лишь три иконостаса этих живописцев.
И если в Чердыни законсервирован XIX век, то в храме Иоанна Богослова – XVIII –й, откуда и до Средневековья рукой подать. Вся эта церковь – настоящее чудо, от старинной ограды и надгробий до окон на Колву и куполов.
Обошли всю, изнутри и снаружи; этот храм – самое сильное впечатление Чердыни, которую я почему-то всё время сравниваю с итальянской Сиеной...
Третье знаковое место городка Чердынь – Часовня Спаса Нерукотворного, установленная над захоронением 85 чердынцев, павших в сражении с ногайскими татарами в 1547 году. Часовню, конечно, разрушили в советское время – новая построена в 2007 году.
Кажется, что в Чердыни много храмов – на самом деле, их всего шесть.
Собор Воскресения Христова строился с 1750 по 1754 год. На колокольню Воскресенского собора, самое высокое сооружения города, можно подняться по винтовой лестнице.
Чуть поодаль стоит церковь Спаса Преображения, образуя с собором единый ансамбль.
В день приезда мы много ездили и ходили по улицам, пытаясь всё рассмотреть и заснять: дома и домики, особняки, ворота... В Чердыни много старинных ворот – так и видишь, как сюда заезжали подводы с товарами.
У каждого здания можно стоять и стоять – все они разные, каждый играет собственную мелодию.
В этот длинный-предлинный день мы заехали и на Воскресенский холм, откуда открывается такой вид на Полюд и Колву, что ты упираешься взглядом в саму вечность.
Если текст понравился, поставьте, пожалуйста, лайк. Подписаться на канал можно Здесь
Продолжение здесь:
Чердынь - Покча -Камгорт- Вильгорт -Ныроб - Пермь. День второй
Другие путешествия:
Гора Колпаки. Между Европой и Азией
Другие публикации канала:
Женщина вокруг сорока. Повесть
Письмо. Рассказ
Клад. Рассказ
Как я переехала в особняк. Рассказ
Годунов. Побег из СССР
Владимир Данилин. Белая магия
Бабушка и её женихи
Сам я живу в вагончике, а в трёхэтажном доме - страусы и индюки
Город на Стиксе. Роман