Пять пластинок, которые помогут сориентироваться новичку в этом пёстром жанре.
Приступая к знакомству с джазом, главное - соблюсти пару нехитрых правил...
Первое - не спрашивать, что такое "джаз". (- Все равно вразумительного ответа не получите, а лишь запутаетесь в музыкальных терминах и "мнениях экспертов").
Второе - не относиться к этому знакомству чересчур серьёзно. Ведь джаз, в лучших своих проявлениях, подвижен, легок на подъём, общителен и симпатичен. У него прекрасное чувство юмора. Однако, он умеет и грустить - светло и, что важно, не долго.
Он не занудствует и не требует от тебя невозможного - знаний нотной грамоты, смокинга и консерваторского диплома. Он просто хлопает тебя по плечу и увлекает за собой.
Всё это делает джаз прекрасным товарищем и попутчиком. Хм... Так-то оно так, но вот на юбилеи или свадьбы в наших краях, крестины или выпускные вечера джаз приглашать не принято. - Накуролесит с ритмами, собьёт "с ноги" танцующих... Да он и не настаивает! Просто бродит где-то рядом, насвистывая "Осенние листья" в аранжировке Эддерли и Дэвиса, улыбается и смотрит на освещенные окна, за которыми гремят посудой, делают уроки, просто живут. Живёт и он...
В общем джаз, хоть и обаятелен, но всё же не так прост, как кажется. Поэтому важно выстроить с ним правильные отношения.
Мысль моя понятна? - Ну, тогда считайте, что мы уже пожали Джазу руку и улыбнулись друг другу. - Отлично!
И теперь Ваш новый друг уже сам поведает Вам что-то важное о себе. Уступаю ему перо и редакторское кресло... (- Уффф! Пойду наконец послушаю Boney' M!)
- А вы от меня чего ждёте? - Спрашивает Вас Джаз. - Развлечений? Удовольствия? Что ж, в таком случае Вы попали точно по адресу! В этом плане не подведу. Но все-таки не требуйте от меня слишком многого. По крайней мере, в день знакомства. И уж точно не ждите от меня привычного, ожидаемого. Здесь всё будет словно впервые. И каждый раз я буду разным. Даже в случаях с хорошо знакомыми композициями.
Да, джаз меняется со временем, и не только с каждым десятилетием, но и с каждой новой пластинкой, с каждым новым концертом. Каждый раз он - разный. Как театральный спектакль, как футбольный матч, как бутыль вина. Как Женщина! И в каждом новом случае на их эволюции накладываются изменения, происшедшие с тобой. Понимаете?
Джаз - это в первую очередь импровизация, авторский взгляд на давно и хорошо знакомое, свой собственный голос, индивидуальность. В джазе главное - не столько ЧТО играть, сколько КАК играть!
Думаю, это необходимо проиллюстрировать.
Вот, к примеру, известнейшая тема, практически визитная карточка жанра, придуманная саксофонистом Полом Дезмондом, доведённая до ума пианистом Дэйвом Брубеком и исполненная его ансамблем - Take Five.
В первом случае её сыграет квартет Дэйва Брубека с участием Пола Дезмонда, и это будет чисто инструментальная пьеса, хрестоматийный вариант. Авторы не дадут соврать.
Второй вариант - та же самая тема, но прочувствованная и переосмысленная замечательными вокалистами-импровизаторами Элом Джерроу и Куртом Эллингом (на экране слева).
Сравните эти музыкальные номера. Найдите общие особенности и различия...
Dave Brubeck - Take Five
Al jarreau & Kurt Elling - Take Five
- Хорошо. - Скажете Вы. - Но зачем играть одну и ту же тему по-разному?
Так ведь музыканты же очень разные! Каждый со своим темпераментом, школой, со своим инструментом и уникальным ансамблем, со своим настроением и даже со слушателями, пришедшими на концерт... Да! Именно со слушателями, с их реакцией, с их овациями и одобрительным присвистыванием. В джазе это очень влияет как на исполнителей на сцене, так и на конечный результат, на то новое произведение, которое рождается в своём неповторимом виде. Только здесь и сейчас. Рождается и, если звукорежиссер его не зафиксировал, остается только в сердцах слушателей, становится легендой.
Кроме того каждый джазовый музыкант стремится своими интерпретациями известных тем, называемых в джазе "стандартами", продемонстрировать свою индивидуальность, мастерство, стать на короткое время исполнения пьесы СО-автором композитора. Да-да! Именно соавтором. Ведь, как Вы только что слышали, результаты при единой мелодической основе, могут получаться очень разными. И при этом равно- или почти равноценными.
Впрочем, стоит заметить, что по-настоящему хороших тем, как и хороших поп-песен, как великих сонат и симфоний, в мире не так уж и много.
Да, не так уж и много... Это - только тем и композиций. А уж альбомов, которые можно слушать от начала и до конца - и того меньше! Это хорошо показывают виниловые пластинки, которые невозможно ни "прощелкать" с пульта, ни запрограммировать. Приходится слушать от начала и до конца. Или, послушав одну композицию, переворачивать пластинку, а то и вовсе менять её на следующую.
Но для Вас, новички, мы с автором статьи подготовили несколько пластинок. Из его коллекции, прослушав которые можно... нет, не погрузиться в джазовые пучины, а просто получить удовольствие! Мы же выше именно об этом договаривались!
Впрочем, уступаю место за звукорежиссерским пультом автору. Он уже достал кое-что из своих музыкальных закромов...
- Предлагаемая "пятёрка" - не самые известные, хрестоматийные или культовые альбомы. Но те, с которых я сам начинал слушать джаз, те, которые слушаю до сих пор и наверняка ещё не раз прослушаю в будущем. В общем на все времена. Так что и вам можно с этих пяти альбомов начать приближаться к другим джазовым шедеврам, к именам классиков жанра, к созданию своей маленькой коллекции.
Эти записи просты для восприятия ещё не "натренированным" на звучание джазовых инструментов ухом, на стремительное и парадоксальное развитие событий. Это будут негромкие, ласкающие ухо пьесы в исполнении как просто очень хороших, так и моих любимых джазменов.
И первый альбом, который хочу порекомендовать, это альбом одного из патриархов джаза, замечательного тенор-сасофониста Коулмена Хоукинса The Genius Of Coleman Hawkins (1959 г).
Прекрасный образец классического джаза, который очаровывает первыми же своими звуками и с которым "под крышей дома своего" уютно в любую погоду. Это - запись которая может звучать фоном, создавая своим дружелюбным, теплым звуком, особое настроение, вызывая добрую улыбку и невольное "ну, умели же играть люди!".
Coleman Hawkins - I'll Never Be The Same.
Мы слышим здесь не только классический тенор-саксофон. В ансамбле с "гением"-Хоукинсом здесь трудятся, играючи, выдающиеся джазовые музыканты - пианист-гений Оскар Питерсон, надежный партнер пианиста-гения, гитарист Херб Эллис, мощный контрабасист Рэй Браун и довольно известный ударник Элвин Столлер. - Превосходная пластинка! Обязательно послушайте целиком.
(Вне конкурса, как для новичков, так и для более искушенных приятелей старины-джаза, которые наверняка прочтут эту статью, порекомендую сборник записей другого титана джаза, обладателя уникального звука, тенор-саксофониста Бена Уэбстера. - Atmosphere For Lovers And Thieves.
Здесь одна эллингтоновская, записанная в 1965 году, в "фирменном" стиле Дюка с датскими музыкантами Blue Light чего стоит! А вообще вся пластинка достойна того, чтобы именно с неё начать слушать хороший джаз).
Ben Webster - Blue Light
Следующий альбом рекомендую с замиранием сердца. Ведь это пластинка обожаемой джазовой дивы Эллы Фитцджеральд!
Здесь феноменальная певица исполняет под акомпанемент пианиста Эллиса Ларкинса произведения Джорджа Гершвина. Весь альбом слушается на одном дыхании, от а" до "я". Неувядаемая классика джазового вокала.
Музыка Джорджа Гершвина. Стихи Айры Гершвина. Исполняет Ella FITZGERALD - Someone to watch over me.
Не могу удержаться, чтобы, если не порекомендовать и озвучить, то хотя бы показать и несколько других, достойных внимания записей Эллы Фитцджеральд с другим джазовым гением, трубачом и бэнд-лидером Луи Армстронгом.
...А вот так звучит один из лучших джазовых оркестров - коллектив Дюка Эллингтона. А может даже и лучший. Впрочем, можно смело сказать не "оркестр", а "оркестры", т.к. этот великий композитор, пианист и бэнд-лидер постоянно обновлял состав, заменяя выбывших музыкантов, набирая новых, делая из них настоящих джазовых звёзд. Однако, при всей своей "звёздности", при всех выдающихся солистах команда Дюка всегда звучала как единый организм. Можно даже сказать, что если Уэбстер играл на саксофоне, а Питерсон на рояле, то Эллингтон играл "на оркестре". И это действительно так! Чтобы это понять, достаточно недолго послушать любой из сборников лучших записей Дюка...
Duke Ellington and His Orchestra - Sophisticated Lady.
Послушайте, как утонченно и слаженно звучит оркестр! Действительно, как один инструмент. При этом мы слышим чудесные, короткие соло великих музыкантов, участников коллектива Эллингтона - альт-саксофониста Джонни Ходжеса, трубачей Кэта Андерсона и Кути Уильямса, кларнетиста Рассела Прокоупа и др. Сам Эллингтон при этом играет на фортепиано. Оцените его партии!
Только что мы с вами послушали большой состав, выдающийся оркестр. А теперь давайте послушаем классическое и тоже выдающееся джазовое трио. Его лидер - пианист и руководитель замечательного оркестра Каунт Бэйси. Компанию ему составляют контрабасист Рэй Браун и барабанщик Луи Белльсон. - Count Basie / Kansas City 3 – For The Second Time.
Очень люблю эту пластинку! - За её атмосферу, за скуповато отпускаемые звуки, за тепло и даже за паузы! Тут нет ошибки. И паузы, и затухания звука в джазе часто играют не последнюю роль. Запись также на все времена. Для тех, кто устал от бытовой повседневной трескотни.
Count Basie - Sandman.
На протяжении первого полувека своего существования джаз шагал своим тернистым и почти бескомпромиссным путем. Эволюционировал, прибирал к рукам новые инструменты, растил классиков. Под него танцевали и хоронили, ради него создавали огромные студии звукозаписи и пили бутлегерский вискарь...
И вот, в сороковых-пятидесятых, получив мировое признание, перелетев через океан и поближе познакомившись с европейской классической музыкой, джаз призадумался, прислушался к тому, что в мире творится...
Каждая из этих пауз, экспедиций давали новые мощные импульсы для развития жанра. Благодаря таланту саксофониста Стэна Гетца засияла новыми гранями подмешанная в бокал с джазом бразильская босса-нова. С той стороны океана, уже во Франции джаз, стараниями пианиста и композитора Жака Люссье, прислонился к великому наследию Иоганна Себастьяна Баха. Именно "прислонился". Ну, по крайней мере, я это так определяю. Или пофлиртовал. Или согрешил... Верно, в принципе, и то и другое. Но явление это состоялось!
И уж как только не поливали этого французского музыканта почитатели классики, и уж как только ему не доставалось от поклонников джаза - мол, маргинал, оппортунист, профанатор! - а всё равно записи Люссье, считающегося по привычке джазовым, всё слушают и слушают. Более того, с их помощью приходят к джазу все новые слушатели - как любители классики со стажем, так и просто люди, что называется, "с улицы".
Ну, что? Отведаем "солянки Баха" от шефа Люссье?
И это будет пятая рекомендованная для знакомства пластинка.
JACQUES LOUSSIER - The best of Play Bach
Это были пять пластинок, рекомендованных для знакомства с джазом.
С удовольствием услышу Ваше мнение о них. А может быть кто-то сведущий и погруженный набросает свою "великолепную пятёрку" для желающих проникнуть в пёстрый мир джаза, освоиться в нем.
Пишите, комментируйте.
...Самое сложное в работе над этой статьёй оказалось отобрать пять альбомов. Стольким сразу хотелось поделиться... Но - хорошего и яркого понемножку. Продолжение следует...
Отбирал "пять лучших" альбомов для новичков Лев Комов.
Ещё о джазе на канале "5 лучших!" читайте здесь -