Найти тему

Удаление Fortnite из мобильных магазинов и большая битва

Оглавление

Чем примечательно это событие даже для тех кто не играет в эту игру? Интересны сами большие события которые разворачиваются в мире технологических гигантов и к чему они могут привести.

Источник изображения: FORTNITE BATTLE ROYALE Mobile Trailer (iOS) iPhone X Gameplay HD, https://www.youtube.com/watch?v=_TqaHCZo4KY
Источник изображения: FORTNITE BATTLE ROYALE Mobile Trailer (iOS) iPhone X Gameplay HD, https://www.youtube.com/watch?v=_TqaHCZo4KY

Что произошло

13 августа из мобильных магазинов Google Play и AppStore удалили мобильную версию игры Fortnite. Обе компании мотивировали это тем, что были нарушены правила магазинов, а именно — включен прием платежей внутри игры в обход мобильных магазинов. Apple и Google в таком случае лишаются 30% комиссии с каждого платежа.

Игроки негодуют, и, судя по всему, вся ярость обращена против Google и Apple.

Я не фанат Epic Games, не играю в Fortnite. И событие было бы рядовым. Или, возможно — просто резонансным. Но оно, в конечном итоге, может привести к изменением в индустрии мобильных игр, да и вообще к тектоническим сдвигам, которые затронут каждый мобильный телефон.

Стратегия Epic Games

Немного предыстории, для того чтобы понимать что из себя представляет Epic Games.

Первый большой прорыв Epic Games — шутер Unreal Tournament, вышедший в далеком 1999 году. Вместе с самой игрой компания выпустила Unreal Engine — движок для создания игр и с тех пор его развивала и популяризировала. На нем выходят сотни игр в год, включая AAA игры - и это только если считать известные профессиональные разработки. Отчисления от продаж (5%) идут к Epic Games. Кроме того, Epic Games продолжает сама выпускать игры на своем движке, включая тот же Fortnite и продолжение серии Unreal Tournament.

Второй большой проект — это Epic Games Store. Сейчас именно этот магазин начинает составлять конкуренцию Steam.

Здесь можно отвлечься и посмотреть как они это делают, как Epic Store завоевывает лояльность аудитории и вырабатывают привычку у игроков заходить в магазин. Для этого они раздают игры бесплатно. Каждую неделю — сюрприз, и чтобы получить игру бесплатно и навсегда (иногда стоящую около 2000₽ без скидок), нужно снова и снова заходить в магазин. А значит — привыкать к нему, ставить себе бесплатные игры. Хитрость в том, что потом люди уже начинают сравнивать цены в Steam и Epic Store на равных, смело покупать игры, заходить на распродажи, покупать DLC к бесплатно полученным играм.

Таким образом, они агрессивно отъедают часть рынка у Steam. И именно подобные стратегические хитрости выделяют Epic Games на фоне других компаний. В том числе, магазинов от разработчиков игр, которые, по сути, «не взлетели» и только вызывают раздражение у заметного числа игроков — вроде Uplay, Origin или Microsoft Store.

Все это формирует базу для действия в рамках той большой игры которая сейчас разворачивается вокруг мобильных устройств.

План

С первого взгляда может быть странным — как это такая большая компания сделала такую глупость, ведь было очевидно что игру удалят. Первыми целями является создание шумихи вокруг этого события и юридического прецедента.

Epic Games запускает трансляцию и крутит ролик, в котором подает себя борцом за справедливость и честный рынок, и бегущим текстом призывает не сделать 2020 год антиутопией 1984 Оруэлла. Игроки явно их поддерживают, в чате трансляции - бесконечный поток хештегов # FreeFortnite в поддержку.

Параллельно — Epic подает в суд на Google и Apple за то что те ведут себя как монополисты, тем самым ограничивая конкуренцию.

Прецедент с включением приема платежей в обход магазинов для самих магазинов опасный (вдруг остальные последуют примеру Epic) — поэтому они почти синхронно и забанили игру. Для них важно не лишится 30% от платежей не только за Fortnite, но и за все остальные приложения. Поэтому они с легкостью и забанили Fortnite, лишив дохода от игры и себя и Epic — на этом шаге отделались малой кровью.

К чему же все это? Неужели просто способ попиарить свой магазин и Fortnite. Возможно, чтобы добиться возможности не платить комиссию в 30% от мобильных игроков в Fortnite?

Вероятно, причина глубже. Если суд встанет на сторону Epic Games, то речь будет идти о том что Apple и Google поддерживают монополию на магазины на своих устройствах, навязывая в них свои условия и не давая устанавливать другие магазины на устройства. А значит — сможет обязать гигантов разрешать ставить магазины сторонних разработчиков. Возможно даже, на стартовом экране при активации телефона — как это уже случилось в Европе, по решению суда, с мобильными браузерами.

Последствия

Конечно, первыми выйдет Epic Store Mobile. Учитывая то как быстро они подали в суд — можно предположить, что они будут готовы заранее, что магазин уже готов и доводится где-то в недрах компании. Но все еще интереснее: магазин уже вышел. Если зайти в Fortnite с устройства Android вам предложат загрузить Epic Store.

Что будет дальше? Конечно, будет Steam Mobile, Uplay Mobile, Origin Mobile и Microsoft Store Mobile. Однозначно — появятся и не только игровые магазины, в которых будут и запрещенные в основных магазинах приложения, и свои скидки, и в какой-то момент — эксклюзивы. Конечно, это будет распространятся не только на США. В Европе регуляторы уже давно пытаются ослабить монополию техногигантов, а остальные — подтянутся по примеру.

Наличие магазинов сфокусированных на играх рано или поздно также подстегнет развитие самой начинки телефонов в этом направлении, а конкуренция между мобильными играми обострится и мы увидим гораздо больше интересных мобильных игр.

Теперь — дело за судом, который вряд ли будет быстрым, но сама баталия однозначно будет эпичной, а её исход окажет влияние на то что и как мы будем ставить на устройства которое каждый из нас носит с собой каждый день.