Найти тему
Black Maria Кино

Концы в воду: Как стриминговые сервисы уничтожили идею законченного кинопроизведения

Кадр из сериала "Черное зеркало", 2018 г.
Кадр из сериала "Черное зеркало", 2018 г.

Леонардо Да Винчи сказал: "Картина никогда не может быть закончена, а может быть только заброшена". Похоже такое восприятие искусства стало формулой успеха и лозунгом стриминговых сервисов...

С начала 2000-х годов стало ясно, что новый этап развития киноиндустрии связан с интеграций интернета, цифровых технологий и кино.

Довольно быстро киноиндустрия освоила компьютерные спецэффекты и выстроила прочные связи со стриминговыми платформами.

Сегодня уже однозначно и очевидно, что будущее кино - это объединение возможностей компьютерных игр с возможностями кинопросмотра. Такие интерактивные проекты как "Брандашмыг" сериала "Черное зеркало" и "Мозаика" Стивена Содерберга подтверждают - в будущем у каждого зрителя будет свое собственное кино. Эпоха восприятия кинопроизведения как целостного и объективно существующего явления приходит к концу. Теперь в зависимости от субъективных желаний и предпочтений зритель сможет трансформировать кинопроизведение.

Про это можно почитать подборнее в статьях "Каким будет мир кино через 20 лет?" и "Будущее кино: искусственный интеллект вытесняет искусство" и "Эволюция кинотеатральных залов"

Однако трансформировать кинопроизведения смогут не только зрители, но и сами их создатели. Следовательно любой фильм и любой сериал будет оставаться предметом творчества бесконечно...

Рабочие материалы фильма "Лига справедливости Зака Снайдера", 2021 г. Photo by Zack Snyder Источник imdb.com
Рабочие материалы фильма "Лига справедливости Зака Снайдера", 2021 г. Photo by Zack Snyder Источник imdb.com

В 2017 г. на киноэкраны вышел фильм "Лига справедливости". Фильм сменил несколько режиссерских команд, подвергся многочисленным изменениям во время монтажа и в итоге получился не очень успешным. В 2020 г. режиссер Зак Снайдер и руководство платформы HBO Max сообщили, что в этот фильм будет вложено порядка 20 млн. долларов и спустя год мир увидит ленту под названием "Лига справедливости Зака Снайдера".

Может показаться, что в выходе этого фильма нет ничего необычного, ведь режиссерские версии популярных фильмов - это старая и давно известная практика. Однако тут дело обстоит совершенно иначе. В отличие от традиционных режиссерских версий, которые лишь добавляют какие-то эпизоды к ранее выпущенной ленте, не изменяя ее сути, "Лига справедливости Зака Снайдера" будет совершенно новым фильмом, хоть и сотканным из старых материалов.

Летом 2020 г. мы уже увидели, как стриминговые сервисы поспешили убрать из своего вещания "Унесенные ветром" в связи с обвинениями в расовой дискриминации и всерьез раздумывают, как им модифицировать киноклассику в соответствии с современными требованиями времени. Еще ранее на Disney+ из мультсериала "Симпсоны" был удален эпизод "Совершенно безумный папа" 1991 г. о Майкле Джексоне, так как он более не считается приемлемым для просмотра. Еще в фильме "Всплеск" 1984 г. убрали излишне оголенные части тела русалки. А Нэтфликс, который с 2017 г. транслирует сериал "13 причин почему", в 2019 г. удалил реалистичную сцену самоубийства.

Кадр из сериала "13 причин почему", 2017 г
Кадр из сериала "13 причин почему", 2017 г

Все эти примеры свидетельствую о том, что стриминговые сервисы вносят изменения в кинопроекты не из-за художественных причин, стремясь сделать их лучше, а руководствуясь внешними причинами.

Обладатели прав на кинопродукцию активно реставрируют и перевыпускают в новом качестве свои успешные продукты. В этом нет ничего плохого для зрителя, а создателям служит важным источником доходов.

Однако корректно ли превращать кинопроизведения в незаконченные "заброшенные" картины, в любой момент становящиеся объектом "дорисовки" их создателями?

Для нас стала нормой постоянная необходимость обновлять программное обеспечение и скачивать новые версии приложений, игр и пр. На очереди "апдейт" всех успешных фильмов и сериалов.

Рабочие материалы фильма "Лига справедливости Зака Снайдера", 2021 г. Источник imdb.com
Рабочие материалы фильма "Лига справедливости Зака Снайдера", 2021 г. Источник imdb.com

Стриминговые сервисы не заинтересованы в выпуске единичных хитов, для них важно постоянное возращение зрителей к их проектам. Успех фильмов они измеряют количеством часов, которые зрители потратили на их просмотр. Отсюда и сформировались "сериальность" и другие характерные черты современного кино.

Подробнее можно прочитать в статье "10 ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТ СОВРЕМЕННОГО КИНО"

Следующим шагом в развитии стриминговых платформ становится их "незаконченность". Все подобные сервисы обладают огромным количеством данных, позволяющих им определять насколько интересен или неинтересен зрителям определенный эпизод. Вполне возможно, что посмотрев фильм однажды, спустя два года вы обнаружите, что в нем уже нет как вам казалось длинного и важного диалога героев. Правообладатели просто выбросили этот эпизод, так как высчитали, что именно этот эпизод кажется лишним другим зрителям.

Судя по всему киноиндустрия будущего перестанет воспринимать фильмы как целостные произведения. Кино превратится в набор элементов, которые, словно пазл, могут быть собраны в разных вариациях, добавлены или выброшены.

С одной стороны эта перспектива кажется интересной, но с другой стороны - останется ли в итоге хоть что-то ценное и истинное в этом вечно меняемом пазле - большой вопрос.

Источник

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )