Найти тему
Уютная история

Как казак Болдырев изобрел первую в мире фотопленку и остался ни с чем

Оглавление

Нищий фотограф не смог зарегистрировать изобретение, и его опередила американская корпорация Kodak.

Фотография И. Болдырева "Донской казак тридцати лет, от которого Иваном Васильевичем Болдыревым записаны песни, 1875-1876"
Фотография И. Болдырева "Донской казак тридцати лет, от которого Иваном Васильевичем Болдыревым записаны песни, 1875-1876"

"Белая ворона" станицы Терновской

Представьте себе бедную казацкую семью середины XIX века. Отец служит в Войске Донском, гоняет нагайкой грабителей, нарушивших южные границы империи. Мать с утра до ночи на хозяйстве. Сын Ванька пасет скот, потому что ни на что больше не годен, хилый да рассеянный. Стреляет плохо, шашкой машет кое-как. Да и пастух-то из него так себе, больше на цветочки любуется, чем за овцами приглядывает. Ладно хоть в шестеренках смыслит, благодаря Ванятке все часы в станице Терновской идут точно, кукушки выскакивают как положено. Но разве в этом доблесть удалого казака - в винтиках шебуршиться? Родители только вздыхают, глядя на сына-неудачника.

Побег

В сентябре 1869-го Ване Болдыреву исполнилось 19 лет. В этом возрасте казаков забирали на службу в полк. Будущее Ванятки на ближайшие 30 лет было совершенно ясным - папаха, шаровары с лампасами, верный конь и жалованье 1 рубль в месяц. «Уж атаман-то научит тебя уму-разуму», - радовался отец, снаряжая сына в дорогу.

Фотография И. Болдырева "Проводы донских казаков на службу. Сентябрь 1876 г."
Фотография И. Болдырева "Проводы донских казаков на службу. Сентябрь 1876 г."

Но до места сбора Ваня не доехал. Сбежал. И оказался в ярком и богатом Новочеркасске, столице Области Войска Донского. Деревенский паренек долго бродил по шумным улицам мегаполиса, потерянный и ошеломленный. А потом увидел вывеску «Фотоателье». Туда заходили нарядные, праздничные одетые люди. В самом ателье было много красивых декораций и загадочного оборудования. Среди всей этой роскоши царил величественный Фотограф. Ваня понял - он хочет так же. И рискнул, попросился в ателье помощником. Его взяли - и жизнь казака Болдырева изменилась навсегда. Потом он вспоминал: «Любя с малых лет мастерство, я решился научиться фотографическому делу, которое скорее могло дать мне денежные средства к существованию, а также и доступ в другие города».

Головокружительные победы

Уже через год Иван сделал свое первое изобретение - «универсальный короткофокусный объектив», который произвел в Новочеркасске настоящий фурор. Артисты местного театра выстраивались к Болдыреву в очередь, чтобы получить превосходные портреты, больше похожие на картины, чем на фотографические снимки.

"Селфи" Ивана Болдырева, сделанное при помощи короткофокусного объектива, который позволял снимать удачные фотографии при плохом освещении
"Селфи" Ивана Болдырева, сделанное при помощи короткофокусного объектива, который позволял снимать удачные фотографии при плохом освещении

Успех вдохновил дерзкого казака на покорение столицы Российской империи. В 1872 году Иван переехал в Санкт-Петербург - и сразу поступил на работу в фотоателье легендарного Альфреда Лоренса, портретиста и пейзажного фотографа. Да, Болдырев все так же работал всего лишь помощником и ретушером, но зато сколько возможностей саморазвития открылось перед ним! Иван посещал рисовальные классы Общества поощрения художников, поступил вольнослушателем в Академию художеств.

На оплату занятий у него уходил почти весь скудный заработок, однако Болдырев не унывал - к тому моменту он уже задумал творческий проект, который просто обязан был принести ему славу и большие деньги.

Триумфальное возвращение

Для реализации проекта Ваня должен был отправиться туда, откуда десять лет назад с таким трудом спасся. Вооружившись свои универсальным объективом, Болдырев вернулся на родину - уже в качестве профессионального фотографа, а не пастуха-горемыки.

"Селфи" Ивана Болдырева в родной станице - обратите внимание на элегантный костюм и котелок
"Селфи" Ивана Болдырева в родной станице - обратите внимание на элегантный костюм и котелок

Он провел в станице Терновской два года, снимая казаков так, как никто другой до него. Иван создал сотни потрясающих фотографий, живописующих колоритную жизнь на Дону. Снимки пронизаны любовью и грустью. Но самое главное - все они сделаны на гибкую пленку.

До Болдырева фотографы работали со стеклянными пластинами - тяжелыми, хрупкими, неудобными и дорогостоящими. Ивану же удалось придумать легкий, гладкий и прозрачный материал для фотоосновы. Смоловидную пленку Болдырева можно было окунать в кипящую воду, настолько она была неубиваемой.

В 1882 году фамилия Болдырева прогремела на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве, где он представил 50 лучших фотографий донской серии и свою революционную смоловидную пленку. Никому не известный молодой фотограф удостоился бронзовой медали выставки - «за фотографические снимки, сделанные особыми, придуманными экспонентом способами и приемами». К нему подходили именитые мастера, одобрительно хлопали по плечу, советовали срочно оформить патент на пленку, чтобы потом его выгодно продать, разбогатеть и открыть собственное ателье…

Оглушительная неудача

Регистрация в патентном бюро стоила 150 рублей. Таких денег у нищего Болдырева не было. Он еле-еле наскреб на то, чтобы заплатить за смолу для своей пленки. Русское техническое общество отказалось помогать Ивану, даже несмотря на его триумф на выставке. Дело в том, что те самые именитые мастера, которые лицемерно выражали свой восторг в Москве, теперь вставляли молодому фотографу палки в колеса.

Фотография И. Болдырева "Заседание Русского технического общества"
Фотография И. Болдырева "Заседание Русского технического общества"
Как пишет историк и журналист Тим Скоренко, «у фотопластин было свое лобби, причем довольно сильное… Развитие пленочной технологии сулило значительные убытки фотографам: в первую очередь оно позволило бы серьезно облегчить фотоаппараты и - не дай бог! - сделать их достаточно компактными и недорогими, чтобы ими стали интересоваться простые смертные».

История с пленкой Болдырева закончилась плохо. Он так и не нашел денег, чтобы зарегистрировать изобретение. Зато его коллеги за океаном, американские фотографы братья Хьюстоны, примерно в это же время сумели оформить патент не только на аналогичную гибкую пленку, но и на валики для ее перемотки и - внимание! - на первую в историю пленочную камеру.

Основатель Kodak Джордж Истмен
Основатель Kodak Джордж Истмен

В 1888 году предприимчивый бизнесмен Джордж Истмен купил эти патенты у братьев Хьюстонов. И сразу пустил в массовое производство первую бокс-камеру, также известную как ящичный фотоаппарат. Так началась знаменитая фотоимперия Kodak. К которой донской казак Иван Болдырев, к величайшему сожалению, не имел ровным счетом никакого отношения.

Вместо эпилога

Судьба фотографа Болдырева теряется еще до революции. Очевидно, ему так и не удалось выбраться из бедности, несмотря на то, что известный критик Стасов называл его талантливым художником. Был у пленки Болдырева еще один маленький шанс засветиться на мировом рынке - Иван подал заявку на участие в международной выставке в Париже. Но чиновники ему отказали. Предпочли отправить во Францию тех самых «именитых мастеров» с их громоздкими, устаревшими стеклянными пластинами. А Болдырев так и остался в Петербурге, в своей маленькой комнатке с вечными сквозняками и ободранными обоями, которые он прикрывал своими великолепными фотографическими картинами.

Еще одно "селфи" фотографа: "Иван Васильевич Болдырев за изобретением смоловидной пленки"
Еще одно "селфи" фотографа: "Иван Васильевич Болдырев за изобретением смоловидной пленки"
Автор статьи — писатель и журналист Анна Пейчева
Новая книга автора —
«Роковой год цесаревича Николая»
Живая история каждый день —
«Уютная история» в ВК
Видеоканал «Уютная история» —
теперь и на Rutube

Не пропустите новые уютные истории подпишитесь на канал!