Обновления программного обеспечения (ПО) для легендарных двухэтажных самолетов Boeing 747-400 до сих пор распространяются на 3,5-дюймовых дискетах.
Об этом сообщила ИБ-компания Pen Test Partners, специалисты которой получили доступ к самолету Boeing 747-400, принадлежащему британской авиакомпании British Airways. Специалисты получили возможность полностью изучить самолет, в особенности его системы авионики, расположенные под пассажирским салоном.
Флоппи-дисковод (для чтения 3,5-дюймовых дискет) находится в кабине пилотов. С помощью дискет обновляются данные о маршрутах, аэропортах, траектории полетов, взлетно-посадочных полосах и другой информации, которая может использоваться, в том числе, для работы автопилота.
С учетом того, что одна 3,5-дюймовая дискета хранит 1,44 Мб (2,88 Мб в режиме двойной плотности записи) информации, на один такой носитель всё свежее ПО может не уместиться, на что указывает надпись "Insert Disk №1" на монохромном дисплее над приводом. Для установки обновлений, по данным исследователей, может потребоваться комплект из 8 дискет.
Обновлять ПО самолета по инструкции полагается каждые 28 дней. Примечательно, что система безопасности бортового компьютера самолета тоже обновляется с дискет, и с тем же интервалом. Если программное обеспечение самолета не получит свежее обновление вовремя, борт могут не допустить к полету.
История Boeing 747-400.
Премьера модели самолета Boeing 747-400 состоялась в конце апреля 1988 г. Эксплуатация таких самолетов началась в феврале 1989 г., и первый борт стал собственностью авиакомпании Northwest Airlines.
Сейчас производство Boeing 747-400 прекращено – последний экземпляр был собран в 2009 г., когда дискеты еще пользовались спросом. В общей сложности Boeing произвела 694 таких самолета, с учетом всех его модификаций – пассажирских, грузовых и комбинированных.
Самолеты Boeing 747-400 используются авиакомпаниями до сих пор. British Airways из-за коронавируса COVID-19, вызвавшего глобальную пандемию и закрытие границ десятков стран, решила списать весь свой парк Boeing 747-400, состоящий из 31 авилайнера.
История дискет.
Первая 3,5-дюймовая дискета (гибкий магнитный диск) была выпущена в 1981 г. и в течение более двух десятков лет была основным внешним носителем, позволившим переносить информацию с одного компьютера на другой. Дискеты пришли на смену перфокартам и магнитным лентам.
За один только 2002 г. компания Sony продала 47 млн 3,5-дюймовых дискет.
Дискета такого формата имела настолько узнаваемый вид, что ее пиктограмма перекочевала в интерфейс практически всех компьютерных программ, обозначая команду сохранения информации в память компьютера. Тем не менее, сегодня ни один современный системный блок или ноутбук не оснащается флоппи-дисководом ввиду крайне низкой популярности дискет на фоне из незначительного по современным меркам объема – до 2,88 Мб. Для сравнения, емкость USB-флешек измеряется десятками и сотнями гигабайтов.
В числе первых компаний, отказавшихся от 3,5-дюймовых носителей, оказались Apple (в 1998 г.) и Dell (в 2003 г.).
В марте 2011 г. Sony прекратила производство 3,5-дюймовых дискет.
Но самый яркий пример, доказывающий уход дискет – это ситуация с японским заводом по их производству, принадлежавшим компании Toshiba. В 2014 г. компания переоборудовала его в полноценную ферму по выращиванию овощей.
В июне 2019 г. была продана компания Verbatim, основанная в 1969 г. и к концу 1970-х гг. ставшая лидером в сегменте производства флоппи-дисков. Ее купила компания CMC Magnetics. Согласно подписанным документам, Verbatim была оценена в $32 млн.
Использование дискет хоть и может показаться архаичным, но все же иногда практикуется. Только в 2019 г. американские военные отказались от 8-дюймовых дискет в системе ядерного вооружения США.
Носители информации.