Самый роскошный, надежный и современный — идеальное средство передвижения для суперзлодеев из шпионских боевиков.
Экстравагантный «Голубой поезд» создавали в 50-ых годах для маршала Тито, бывшего президента Югославии. Чтобы отличаться от обычных составов зеленого цвета, поезд покрасили в яркий голубой цвет. Маршал Тито проехал на нем 600.000 километров, путешествую по Югославии, Франции, Польше, Австрии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Греции и СССР.
На нем прокатились больше полусотни влиятельных иностранных гостей и лидеров стран, среди которых Никита Хрущев, Леонид Брежнев, Махатма Ганди, британская королева Елизавета II, принц Филипп и принцесса Анна, первый президент Алжира Ахмед бен Белла, бывший президент Турции Махмуд Джеляль Баяр, последний Шах Ирана Реза Пехлеви и многие другие.
Состав поезда представляет собой несколько вагонов с апартаментами, вагон-ресторан, вагон-кухню, вагон для конференций и вагон для перевозки автомобилей. Всего в поезде 92 места, из них 90 спальных мест.
Вагон маршала Тито — один из самых роскошных. Здесь два апартамента с полуторными кроватями, рабочий кабинет, своя ванная, гардеробная и гостиная комната с двумя креслами.
Переходим в вагон, где президент Югославии принимал гостей и проводил конференц-встречи. Здесь тоже есть телефон, вагон оборудован кинопроектором и звуковой системой. Этот поезд был настоящим дворцом на колесах, разработанным по последнему слову техники и защищенным пуленепробиваемым покрытием.
Далеко не каждый поезд в те времена был готов предложить такое разнообразие блюд — не хватало условий для приготовления и хранения продуктов. Здесь же работал лучший персонал, который получил отдельный вагон с кухней, чтобы иметь возможность готовить обед из нескольких блюд для 300 человек.
В последнем вагоне пространство оборудовано для транспортировки автомобилей — здесь помещалось до четырех машин одновременно. Внутри работала автомойка. Для охраны в вагоне постоянно находился человек, для которого также было обустроено спальное место.
Тито очень гордился своим поездом. За исключением британской системы кондиционирования и немецкого радио, практически всё в поезде было произведено в Югославии. Сами вагоны тоже разработаны и сделаны заводами в Сербии и Словении, только локомотивы заказывали в Германии. Первые три локомотива работали до конца 1970-ых. Один из них стоит рядом с Главным железнодорожным вокзалом Белграда, другой в железно-дорожном музее Загреба, третий — в музее железных дорог Любляны. Часть вагонов находятся в музее Сербских железных дорог.
В 1976 году «Голубой поезд» первым проехал по железнодорожному пути, соединившему Белград и Бар. 23 года строительства, 476 километров, 435 мостов и 254 туннеля. Последний рейс «Голубого поезда» на службе у Тито случился в 1980 году. Из Любляны на нем перевезли тело диктатора в Белград.
С 2004 года прокатиться на поезде может любой желающий. Состав периодически курсирует между Белградом и Баром в летнее время. Выезжать лучше из Бара в Белград, чтобы насладиться лучшими видами побережья при утреннем солнце. Некоторые агентства предлагают специальные туры по маршруту.