Найти тему
Balkan Family

Как попасть из Сербии в Черногорию? Прокатиться на "Голубом поезде"

Самый роскошный, надежный и современный — идеальное средство передвижения для суперзлодеев из шпионских боевиков.

-2

Экстравагантный «Голубой поезд» создавали в 50-ых годах для маршала Тито, бывшего президента Югославии. Чтобы отличаться от обычных составов зеленого цвета, поезд покрасили в яркий голубой цвет. Маршал Тито проехал на нем 600.000 километров, путешествую по Югославии, Франции, Польше, Австрии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Греции и СССР.

На нем прокатились больше полусотни влиятельных иностранных гостей и лидеров стран, среди которых Никита Хрущев, Леонид Брежнев, Махатма Ганди, британская королева Елизавета II, принц Филипп и принцесса Анна, первый президент Алжира Ахмед бен Белла, бывший президент Турции Махмуд Джеляль Баяр, последний Шах Ирана Реза Пехлеви и многие другие.

Состав поезда представляет собой несколько вагонов с апартаментами, вагон-ресторан, вагон-кухню, вагон для конференций и вагон для перевозки автомобилей. Всего в поезде 92 места, из них 90 спальных мест.

Вагон маршала Тито — один из самых роскошных. Здесь два апартамента с полуторными кроватями, рабочий кабинет, своя ванная, гардеробная и гостиная комната с двумя креслами.

Комната для отдыха в личном вагоне Тито. Радио, телефон, система отопления и кондиционер, телефон — все условия для комфортного путешествия.
Комната для отдыха в личном вагоне Тито. Радио, телефон, система отопления и кондиционер, телефон — все условия для комфортного путешествия.
Рабочий кабинет Тито. Стена украшена деревянной инкрустацией. По телефону можно связаться с абонентом в любой точке мира.
Рабочий кабинет Тито. Стена украшена деревянной инкрустацией. По телефону можно связаться с абонентом в любой точке мира.
Спальня Тито. В комнате полуторная кровать. В вагоне есть еще одна спальня, тоже с кроватью для одного человека.
Спальня Тито. В комнате полуторная кровать. В вагоне есть еще одна спальня, тоже с кроватью для одного человека.
Вторая спальня — копия спальни президента. Внутри кроме кровати — столик, гардеробная и зеркало.
Вторая спальня — копия спальни президента. Внутри кроме кровати — столик, гардеробная и зеркало.
Другая сторона спальни.
Другая сторона спальни.
Ванная комната с душем, биде и двумя раковинами. Эта дверь ведет в спальню Тито.
Ванная комната с душем, биде и двумя раковинами. Эта дверь ведет в спальню Тито.
Ванная комната общая, соединяет две спальни. За этой дверью — вторая спальня. Женская.
Ванная комната общая, соединяет две спальни. За этой дверью — вторая спальня. Женская.
Малая комната для совещаний. Оборудована телефоном, радио и телевизором.
Малая комната для совещаний. Оборудована телефоном, радио и телевизором.
Дизайн интерьера продуман до мелочей. В кабинете Тито находился секретный сейф, взломать который было невозможно.
Дизайн интерьера продуман до мелочей. В кабинете Тито находился секретный сейф, взломать который было невозможно.

Переходим в вагон, где президент Югославии принимал гостей и проводил конференц-встречи. Здесь тоже есть телефон, вагон оборудован кинопроектором и звуковой системой. Этот поезд был настоящим дворцом на колесах, разработанным по последнему слову техники и защищенным пуленепробиваемым покрытием.

-12
-13

Далеко не каждый поезд в те времена был готов предложить такое разнообразие блюд — не хватало условий для приготовления и хранения продуктов. Здесь же работал лучший персонал, который получил отдельный вагон с кухней, чтобы иметь возможность готовить обед из нескольких блюд для 300 человек.

Современный вид вагона-ресторана. На стенах находятся исторические фотографии, рассказывающие о гостях поезда.
Современный вид вагона-ресторана. На стенах находятся исторические фотографии, рассказывающие о гостях поезда.
Комната для отдыха 8 человек в вагоне с апартаментами класса люкс. Есть раздвижные деревянные двери, которые отделяют бар от комнаты и комнату от коридора при необходимости.
Комната для отдыха 8 человек в вагоне с апартаментами класса люкс. Есть раздвижные деревянные двери, которые отделяют бар от комнаты и комнату от коридора при необходимости.

В последнем вагоне пространство оборудовано для транспортировки автомобилей — здесь помещалось до четырех машин одновременно. Внутри работала автомойка. Для охраны в вагоне постоянно находился человек, для которого также было обустроено спальное место.

-16

Тито очень гордился своим поездом. За исключением британской системы кондиционирования и немецкого радио, практически всё в поезде было произведено в Югославии. Сами вагоны тоже разработаны и сделаны заводами в Сербии и Словении, только локомотивы заказывали в Германии. Первые три локомотива работали до конца 1970-ых. Один из них стоит рядом с Главным железнодорожным вокзалом Белграда, другой в железно-дорожном музее Загреба, третий — в музее железных дорог Любляны. Часть вагонов находятся в музее Сербских железных дорог.

В 1976 году «Голубой поезд» первым проехал по железнодорожному пути, соединившему Белград и Бар. 23 года строительства, 476 километров, 435 мостов и 254 туннеля. Последний рейс «Голубого поезда» на службе у Тито случился в 1980 году. Из Любляны на нем перевезли тело диктатора в Белград.

С 2004 года прокатиться на поезде может любой желающий. Состав периодически курсирует между Белградом и Баром в летнее время. Выезжать лучше из Бара в Белград, чтобы насладиться лучшими видами побережья при утреннем солнце. Некоторые агентства предлагают специальные туры по маршруту.

Хотели бы прокатиться на таком поезде из Сербии в Черногорию?