Концепция оборотня никак не укладывалась у меня в голове. Неуловимый архетип, напоминающий Джо из бородатого анекдота:
— А почему его зовут Неуловимым Джо?
— Потому что его никто ещё не поймал.
— А почему его никто ещё не поймал?
— Потому что он нафиг никому не нужен.
И правда, история ведь обойдётся без оборотня, так в чём фишка? А в том, что история без оборотня — всё равно, что здоровое, но весьма пресное блюдо.
Глубинная сущность оборотная — сама переменчивость. Он сеет сомнение в душе героя, других персонажей и даже читателя. Сложно понять, что творится в его голове, что им движет и на чьей он окажется стороне.
Оборотни то помогают, то предают. Это и враги, прикидывающиеся друзьями, и друзья, служащие врагу. У них только одно постоянное качество: никогда не оправдывают первое впечатление.
Занятный пример героя-оборотня — беззаботный миллиардер, одевающийся по ночам в летучую мышь.
Все центральные герои в той или иной мере оборотни. Как я говорил в предыдущих статьях, герой — тот, кто сильнее всех меняется по ходу истории, а это черта оборотня.
Классические оборотни в мифологии — вампиры, волки-оборотни, чародеи и ведьмы. И если герой сможет преодолеть их обманчивые образы, он выберет правильный путь. Или станет их жертвой, если не справится.
Начало: мужское и женское
Архетип оборотня отражает мужскую и женскую природу в персонаже.
Анимус — мужские качества, скрытые внутри женщины. Анима — женские качества в мужчине.
Зачастую они подавляются человеком, но остаются в подсознании. Их проекции проявляются во снах или в воображении. В драматическом архетипе анимус и анима находят себя в следующих типажах:
femme fatale, роковая женщина, популярная в нуарных историях
hommes fatales, роковой мужчина:
В итоге
Злодеи часто преображаются до неузнаваемости, чтобы дурачить героя, но фатальность — не обязательная черта этого архетипа.
Оборотнем может стать наставник, чтобы испытать героя и направить в нужную сторону. А порой сам герой выдаёт себя за другого, чтобы преодолеть препятствие. И раз образ воплощает собой противоположный пол, оборотнем часто оказывается любовный интерес героя.
Оборотень — гибкий архетип, в рукаве у которого найдётся столько козырей, сколько у автора хватит фантазии. Так что оборотню под силам растормошить сюжет, сделать непредсказуемее и глубже.
#вольный конспект
Оглавление путешествия писателя
Следующая статья в рубрике:
Архетип тени
Предыдущая статья в рубрике:
Как начать историю: архетип вестника