Ведущие представители медицинского сообщества во всём мире сходятся во мнении: необходимо провести всемерное и просвещённое обсуждение проблемы пересадки органов с тем, чтобы встретить новую эпоху с открытыми глазами, не жертвуя ни чьими ценностями, и привести к общему знаменателю общечеловеческие моральные принципы.
Трансплантация – непростой вопрос с позиции биоэтики. Хорошо известно, сколько медицинских, моральных, этико-правовых и даже религиозных ограничений связано с трансплантацией и донорством органов. Понятие биоэтики можно толковать по-разному, однако неизменным остается то, что в фокусе всех трактовок находится человек, его деятельность, права и свободы.
Наряду с этим надо коснуться двух ключевых вопросов биоэтики: искусственного интеллекта и проблем современного родительства.
Искусственный интеллект (ИИ) – это отрасль науки, вызывающая большой интерес. Впервые это понятие определила группа североамериканских ученых в 1956 г. История развития ИИ прошла множество этапов начиная с периода пророчества и мрачных времён, семантического периода, этапа неоконнекционизма и машинного обучения до интерфейса «человек-машина» и периода Возрождения ИИ: большие данные и глубокое обучение. Технологии ИИ открывают новые перспективы развития интерактивного и модульного обучения, систем диагностики, ребилитации и др.
Однако, по мнению экспертов, наибольшей критике подвергается идея гибридизации человека и машины, позволяющая соединить человеческое тело и технологическую систему. Такое соединение может быть как физическим (например, установка протеза верхней конечности, управляемого силой мысли), так и виртуальным (пример последнего – очки Google Glass с голосовым управлением). Безусловно, технологии ИИ обладают огромным потенциалом и оказывают глобальное влияние на человечество, однако необходимо четко представлять вероятные риски ошибок в алгоритмах, возникновения проблем неравенства и прочих разногласий, связанных с ИИ.
Проблема современного родительства вызывает в обществе широкий эмоциональный отклик. Технологические достижения в этой отрасли (фертилизация in vitro; донация гамет и эмбриона; криобиология; донация митохондрий; трансплантация матки) открыли новую эпоху в медицине будущего, и вместе с тем поставили перед учёными всего мира этические проблемы, связанные с вмешательством в процесс зарождения человеческой жизни и определением момента начала жизни, когда эмбрион уже рассматривается как моральный субъект. Однако, с точки зрения ведущих учёных, этический вызов состоит именно в том, что сегодня в мире проживает более 5 миллионов человек, которые появились на свет вследствие искусственного оплодотворения.