Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Кто нашёл Находку и почему здесь не Америка?

За линейность находкинской географии сполна отыгралась история, у истоков которой стояли те же корабли, что и во Владивостоке - английская "Барракуда" и русская "Америка". "Барракуда" в 1854 году, обыскивая эти берега в поисках скрывшейся русской эскадры, нанесла на карту залив Горнет в устье реки Сучан, для гавани слишком просторный и ветреный.

На "Америке" в 1859 году Николай Муравьёв-Амурский объезжал новые русские владения, доставшиеся от Цинского Китая. В залив экспедиция зашла переждать туман, а когда прояснилось - в конце залива обнаружилась узкая глубокая бухта, отходящая от основной части залива почти в противоположную сторону и потому так и не попавшаяся на глаза англичанам. И если на Золотом Роге генерал-губернатор сказал "Отсюда владеть Востоком!", то здесь лишь воскликнул "Вот так Находка!".

Первоначально это название относилось только к бухте, сам же залив в честь корабля назвали Америкой, но в 1972 году имя "главного геополитического противника" стёрли с карты Приморья вместе с китайскими названиями. В 1864 году здесь возник гидрографический пост, год спустя появились и крестьяне с Амура, а в 1867 году была учреждена фактория под руководством финского шведа Германа Фурунгельма. Развивалась она бурно, но прожила недолго: в 1870 году потерпел крушение единственный пароход, обеспечивавший связь Находки с внешним миром, а в 1871 году погиб Фурунгельм, уехавший решать этот вопрос в Петербург. Народ разбрёлся кто во Владивосток, кто в Хасанщину, и сейчас даже место первоначального поселения не установить. Какая-то жизнь тут теплилась и дальше, но лишь в 1907 году украинцы из Черниговской губернии вновь основали тут деревню и в честь своего будущего Хозяина назвали её Американка.

фото из открытых источников.
фото из открытых источников.

К Гражданской войне это было крупное село, на засевших в котором красных в 1919 году английский крейсер "Кент" даже потратил несколько снарядов. Да и река Сучан многим знакома по "Разгрому" Фаддеева - сопки над Находкой были "шервудским лесом" красных партизан.

При красных город и начали развиваться - в 1930-х годах здесь появился десяток посёлков, к которым в 1935 году даже протянули от Транссиба железную дорогу. К 1940 всё это срослось в рабочий посёлок, 10 лет спустя ставший городом. В 1947 году в Находку пришлое первое иностранное торговое судно, но порт к тому времени действовал несколько лет и даже отстроился после взрыва судна "Дальстрой" в 1946 году.

Название не случайно: именно через субтропическую Находку лежал путь на ледяную Колыму. Этой пересылкой ехал, например, Сергей Королёв, но после катастрофы "Дальстроя" "ворота колымского ада" сместились в "тот Ванинский порт". Роль торгового порта Находке всегда была больше к лицу, и даже когда Владивосток оставался закрытым городом с регламентированным въездом, Находка посещалась свободно. Поэтому, возможно, и 1990-е были тут особенно лихими: в истории криминальных войн Приморья спецификой Находки стало засилье кавказской мафии.

Надо заметить, кавказцы ещё и сотню лет назад были привычным контингентом Миллионки, и даже среди хунхузов встречались кавказские банды, так что уж говорить про наше время? Порт и рынок праворулек тут крепко держали чеченцы (по некоторым данным, оказавшиеся ингушами) и азербайджанцы, и когда во всё это влезла русская банда Вэпса, народ, местные власти и даже милиция воспринимали её чуть ли не как борцов с оккупантами. Это добавляло происходящему особой неприкрытости с пулемётными перестрелками и взрывами грант в общественных местах вплоть до аэропорта. На самом деле, конечно же, русский бандит был ничем не лучше любого другого бандита, и после отступления чеченцев в 1996 году силовики и "вэпсов" предпочли разгромить поскорее.


На кадре выше - судно-ресторан "Надежда", построенное в 1956 году в Финляндии и в 1975-2000 годах встречавшее гостей Находки на высоком Американском перевале. Хотя Находка считается одним из самых богатых и ухоженных городов Приморья, население её с 1990-х годов неуклонно и довольно быстро убывает.

-2

По ламинарии города курсируют довольно многочисленные автобусы, в большинстве своём - подержанные из Южной Кореи, и вида такого, будто застали ещё "клику Ли Сын Мана". Правее перевала дорога к Восточному порту пересекает устье Сучана - довольно крупной реки, пересекающей горы. На последних километрах перед морем - пара сопок, более всего похожих на лакколиты КавМинВод или шиханы Стерлитамака, а у китайцев так и вовсе известных как Най-шань, что переводят с лёгкой руки Арсеньева как "горы наподобие женских грудей". У самого устья - Сестра (318м):

-3

А чуть выше - Брат (242м), изначальную вершину которого (321м) срезали карьером:

-4

Ещё какие-то сопки - ни дать ни взять Южный Китай или Вьетнам! И не хватает в плавнях разве только навьюченных буйволов да рыбаков на плотах с дрессированными бакланами:

С другой стороны от перевала собственно Находка начинается постепенно:

И твёрдо вступает в свои права на спуске с перевала, упирающемся в стелу "Мой город - моя гордость" (1985):

-7

Выше - остатки села Американка, среди тех хат - старейшее здание Находки: