Найти тему

Ловись бизнес, большой и маленький... (матрица Абеля)

У рассматриваемой ранее матрицы Ансоффа, используемой для принятия решений, есть критики. Критикуют по двум направлениям:
1) то, что учитывается только 2 составляющие: рынок и продукт;
2) то, что говорится только о росте компании, а диапазон направлений развития в жизни бывает шире.

Для устранения этих “недостатков” была предложена Матрица Абеля.

Она трехмерна, три оси координат: Сегмент рынка (Потребители), Продукт (Потребности) и Технологии.

Матрица Абеля
Матрица Абеля

В некоторых иллюстрациях оси направлений обозначаются вопросами:
КТО? ЧТО? КАК?

Т.к. матрица Абеля предназначена для стратегического планирования, вопросы звучат в будущем времени:

  • КТО будет покупать?
  • ЧТО они будут покупать у нас? Что за потребности закроет у них эта покупка?
  • КАК мы будем разрабатывать, производить, продавать и совершенствовать? Какие технологии, при этом, будем использовать?


В
матрице Ансоффа было 2 основных посыла:
1) как точку роста использовать имеющихся
клиентов;
2) как точку роста использовать имеющиеся
продукты;
Третья ось в матрице Абеля добавляет еще опору в поиске направлений:
3) как точку роста использовать имеющиеся
технологии, т.е какие новые продукты можно произвести-продавать на имеющихся технологиях? или на какой новый сегмент потребителей можно выйти?

Зарубежный пример.

Фирма производит оборудование для изготовления смесей в целлюлозно-бумажной промышленности. Двигаясь по оси технологий, обнаруживаются новые потребительские группы: химическая промышленность, очистка нефти, пищевая промышленность. В этих отраслях также может быть использовано производимое компанией оборудование для изготовления смесей. Расширение по оси потребностей предполагает, что покупателям могут потребоваться дополнительные операции: вентиляция жидкости и ее откачка, фильтрация, перемалывание и др. Сочетание новых потребительских групп с дополнительными требованиями покупателей дает набор возможных направлений развития бизнеса.

Российский пример.

Омский завод стиральных машин производил стиральную машину "Сибирь" с центрифугой. На основе существующей технологии производства центрифуг было организовано производство сепараторов для фермерских молокозаводов, т.е. найдено новое применение имеющейся технологии.

Локальный пример.

Компания отстроила технологию удаленных продаж со всей инфраструктурой. Основная задача - подобрать высокорентабельный товар, делаются тесты. Как только останавливаются на товаре, тут же запускается вся технология: определяется портрет потребителя, пишутся скрипты продаж, готовится база отработки возражений, составляются материалы для подготовки персонала, одновременно идет рекрутинг продавцов, которых проводят через сито обучения, печатаются полиграфические памятки и методички, и… пошли продажи… до тех пор, пока товар пользуется спросом.. Это технология продаж.. Освоили, и на ней дефилируют от продукта к продукту, от рынка к рынку..

Еще момент про матрицу Абеля.

Она предполагает развитие не только через рост объемов продаж…Есть компании, которые за счет развития технологий производства и(или) сбыта, в разы снижают издержки, сохраняя (или увеличивая) размер прибыли.

И еще момент…

Матрицу Абеля используют не только в существующих бизнесах, но и при планировании новых. Внешне это выглядит крайне просто:

  • Таблица в Excel, 4 колонки;
  • В колонках 2,3,4 пишутся заголовки: Кто? Что? Как?
  • В первой колонке пишется идея бизнеса, в оставшихся - расписывают ответы на вопрос из заголовка;
  • В строках ниже - иные идеи (или модификации предыдущих), и так же - последовательно дать ответы на вопросы…

Когда перед глазами возникает вся картина, есть из чего выбирать...
Впрочем, при такой детализации - выбор, скорее всего, возникнет уже в процессе..
-----------
для дотошных: https://en.wikipedia.org/wiki/Derek_F._Abell
-----------
ранее по теме:
Матрица Ансоффа

первоисточник
-----------