Рассматривая мега-проекты прошлого невозможно не вспомнить атомную бомбу или Манхэттенский проект. Человека, ответственного за создание самого разрушительного оружия нашей цивилизации зовут генерал Лесли Ричард Гровс (Leslie Richard Groves). И это не физик, а один из самых успешных менеджеров проектов за всю историю.
Гровс был назначен руководителем Манхэттенского проекта осенью 1942 года. Он не обладал глубокими познаниями в физике, но был гениальным управленцем. Его заслуга в том, что он делал то, что должен делать каждый руководитель: нанял правильных людей, назначил их на правильные задачи, мотивировал и поддерживал высокий уровень мотивации.
Он привлек к работе лучших физиков, в том числе немецких эмигрантов. Именно он настоял на включении в проект Роберта Оппенгеймера, который придерживался левых взглядов, был сторонником идей Карла Маркса, наблюдался у психиатра и страдал от болей в желудке (так себе резюме на вакансию технического руководителя).
В проектной команде Гровса были звезды мировой физики, куда ни плюнь – попадешь в нобелевского лауреата. Но Гровс управлял ими жестко, не церемонясь называл проектную команду «дорогостоящим сборищем идиотов и кретинов».
Лесли Гровс активно участвовал в определении приоритетов задач проекта, в частности, методов разделения изотопов. И не позволил проекту свернуть не туда. Хочешь - не хочешь, а в предметной области ему пришлось разобраться. Чего не стремятся делать многие сегодняшние руководители, полагая что не погружаясь в предмет можно эффективно руководить чем угодно.
Позже Гровс выпустил мемуары об управлении этим проектом – «Теперь об этом можно рассказать» (весьма интересная книжка). В СССР на русском её издали ещё в 1964 году (через два года после выхода в США), сегодня без проблем находится в Сети бесплатно.
Про нашего героя ходит много баек и легенд, вот одна из них.
В конце Второй мировой было три ядерных проекта: американский, немецкий и советский.
Гровса сильно напрягает факт существования немецкой ядерной программы. Он был уверен, что, если немцы успеют всё сделать быстро, Вторая мировая может закончится не совсем так, как хочется. Генерал Гровс запрашивает разведку о составе немецкого проекта и узнает, что в нем участвуют великие Гейзенберг, Боте, Ган, Гейгер.
Он мрачнеет. Затем он интересуется, кто руководит проектом. Ему отвечают – Вальтер Герлах, выдающийся немецкий физик. Гровс облегченно вздыхает. Немцы точно не успеют раньше американцев.
Ибо управлять проектом могут только менеджеры, но никак не ученые. Управление – это отдельная сложная работа. В СССР, как известно, учёным тоже проект не доверили - руководил разработкой нашей бомбы Лаврентий Берия.
Поразительно, Манхэттенский проект официально стартовал в сентябре 1943 года. Первый тестовый взрыв был произведен в июле 45-го, а печальный выход в продакшн – спустя еще месяц. На задачу такой сложности и масштаба было потрачено меньше двух лет! У нас сейчас кривую софтину для учета бухгалтерских проводок дольше разрабатывают.
Впрочем, как известно, уберечь атомные секреты американцы не смогли. Сложно сказать, был ли это просчет Гровса (его выдавили из проекта 1947 году), но всех целей достичь не удалось. У США не получилось монополии на атомное оружие. Отставной генерал же без проблем нашел себя в бизнесе и до 1961 работал вице-президентом оружейной корпорации Sperry Rand.