Найти в Дзене

Вся франшиза GRAND THEFT AUTO

Оглавление

GRAND THEFT AUTO (1997)

Первая игра в серии ГТА выросла из концепции гоночного проекта под рабочим названием Race’n’Chase, в котором, по задумке игроделов из студии DMA Design (позже она будет переименована в Rockstar North и станет частью Rockstar Games), должно было быть три города, вид сверху, большой выбор автомобилей, множество миссий с различными целями – от гоночных соревнований до ограблений, а также возможность сбивать пешеходов и расталкивать машины соперников.

-2

Race’n’Chase так и не вышла, превратившись в процессе разработки в Grand Theft Auto. Авторы углубили и расширили ранее придуманную концепцию, добавив к ней возможность выходить из машины и свободно передвигаться пешком, участвовать в драках и перестрелках, гоняться с полицией и так далее. В мультиплеере геймеры могли сражаться друг с другом в режиме deathmatch и участвовать в гоночных заездах.

Именно в первой игре были заложены основные принципы всей франшизы – открытый мир, полная свобода действий, разнообразие миссий, связанных с криминальной деятельностью. Здесь же появились знаменитые «звезды розыска» полиции, радиостанции и центральные города для всей линейки видеоигр – Либерти-Сити, Сан-Андреас и Вайс-Сити.

-3

Однако в плане сюжета дебютная игра серии GTA не могла похвастать интересным наполнением: главной целью безымянного преступника являлся набор определенного количества очков (денег), которые можно было заработать, угоняя машины, убивая людей и выполняя простые миссии, выдаваемые у телефонных автоматов. В этой игре геймплей превалировал над сюжетом, что, впрочем, было положительно принято аудиторией: первая ГТА получила высокие оценки в прессе и хорошие продажи.

GTA: LONDON 1969, GTA: LONDON 1961 (1999)

Спустя два года последовали два дополнения, которые перенесли действие Grand Theft Auto в Лондон 60-х (это единственные проекты в серии, события которых разворачиваются за пределами США и в реально существующем городе). Здесь авторы постарались воссоздать аутентичную британскую атмосферу и наполнить DLC множеством отсылок к культуре 60-х годов. Но кроме этого дополнения никак не развивали оригинальную игру, да еще и отличались более высокой сложностью, поэтому были приняты не очень тепло, хоть и продались вполне неплохо.

Grand Theft Auto 2 (1999)

-4

В этом же году в продажу поступил сиквел GTA (в локализованной версии получивший название GTA 2: Беспредел). На этот раз DMA Design решила пофантазировать о будущем и перенесла действие игры в 2013 год. Главный герой получил имя – Клод Спид, а события развернулись в городе Anywhere City (буквально «Город Где угодно»), который совмещал в себе стилистику ретро и киберпанка.

-5

По ходу сюжета GTA 2 Клод пытался сделать себе имя в криминальном мире Anywhere City. Достичь желаемого можно с помощью старых-добрых преступлений: угонов, грабежей и убийств. Город был поделен на несколько районов, в каждом из которых заправляли конкурирующие банды: к ним можно было примкнуть, получив доступ к различным заданиям. Финальная цель, как и в первой части, заключалась в накоплении определенной суммы денег на счету героя.

Если дополнения к оригинальной игре почти не привносили нововведений в геймплей, то сиквел мог похвастать этим в большей мере (как и более красивой графикой). Так, мир стал живее и насыщеннее: преступники и полиция вступали в сражения даже без участия игрока, на улицах появились автоугонщики, а обычные пешеходы более адекватно реагировали на действия главного героя.

Игрок мог заняться не только преступлениями, но и второстепенными миссиями, вроде развоза пассажиров на такси. К полицейским из первой GTA прибавились SWAT, федеральные агенты и армия, которые вступали в игру при больших уровнях розыска. Наконец, главное нововведение – игра получила возможность сохранения в определенных местах, которой в первой части не было.

-6

Конечно, был в Grand Theft Auto 2 и мультиплеер с тремя режимами. В целом игра получила положительные оценки и принесла разработчикам прибыль. На этой волне началась разработка многопользовательского проекта Grand Theft Auto: Online Crime World с видом сверху и схожей с GTA 2 стилистикой, но по каким-то причинам он так и не увидел свет.

GRAND THEFT AUTO III (2001)

-7

С выходом GTA 2 разработчики анонсировали новую игру в серии, Grand Theft Auto 3D, которая вышла через два года, лишившись буквы «D» в заголовке.

Это интересно: В связи с терактом 11 сентября 2001 года игроделам пришлось отложить релиз игры, чтобы внести в нее изменения. Так, цветовое оформление полицейских автомобилей, скопированное с техники полиции Нью-Йорка, было заменено на более нейтральное, также из игры был вырезан один из персонажей, пытавшийся путем террора повлиять на экономику города. Миссии, связанные с ним, соответственно, также были удалены.

Кроме того, известно, что для GTA III разрабатывался мультиплеер, но от него пришлось отказаться (это не связано с терактами).

А вы видели трейлер GTA lll ? Так вот смотрите !

Grand Theft Auto III представила геймерам полностью трехмерный Либерти-Сити, прототипом которого стал Нью-Йорк. Действие игры разворачивалось в 2001 году: главный герой, молчаливый преступник по имени Клод, работал на различные мафиозные группировки, выполняя самые разные задания. Набор миссий, конечно же, был сосредоточен на криминальной деятельности протагониста: угонах, контрабанде, вымогательствах, убийствах и так далее. Попутно герой пытался найти бывшую любовницу по имени Каталина, которая предала его в начале игры, и отомстить ей.

-8

Стоит ли говорить, какой эффект произвела GTA III? Игроки, мечтавшие увидеть любимую серию в честном 3D (возможность включить классический вид сверху для консерваторов присутствовала), получили желаемое. Причем геймплейные механики, по большей части, остались прежними, что было положительно оценено аудиторией.

Особенно хорошо игра смотрелась на ПК и консоли Xbox: на первой платформе поддерживались высокие разрешения, а вторая могла похвастать более четкими текстурами и детализированными моделями. Несмотря на резкую критику из-за многочисленных сцен насилия, первая трехмерная GTA стала прибыльной для разработчиков и издателя.

Grand Theft Auto: Vice City (2002)

-9

GTA III успешно дебютировала в трехмерном пространстве, Vice City же развила и закрепила ее успех. На этот раз действие перенеслось в Вайс-Сити (Майами) 1986-го, где главный герой, Томми Версетти, пытался отомстить своему бывшему боссу и попутно взойти на криминальный Олимп города.

Grand Theft Auto: Vice City брала не столько сюжетом и заданиями (которые, к слову, были здесь великолепными), сколько атмосферой безмятежного прибрежного города 80-х. Здесь часто хотелось отвлечься от миссий, угнать какой-нибудь кабриолет и кататься по океанскому побережью под культовые композиции того времени – от хард-рока до олдскульного хип-хопа.

Трейлер

Это интересно: Знаменитая миссия с вертолетиком, которая не поддавалась очень многим игрокам, на самом деле не была такой сложной.
Всему виной особенности движка Vice City, который (если вкратце) обсчитывал скорость движения объектов из их анимации, а она, в свою очередь, была привязана к частоте кадров. Если игра работала на слабых компьютерах, не способных воспроизвести картинку с частотой кадров выше 30 fps, то анимации обсчитывались некорректно, но таймер задания при этом не замедлялся. Из-за этого получалось, что геймерам не хватало времени для успешного завершения миссии. Соответственно, владельцы мощных ПК были лишены этой проблемы.
-10

GTA: Vice City также стала идеальной площадкой для создания самых разных модов (впрочем, это актуально и для всех частей франшизы, последовавших за ней). Благодаря энтузиастам игроки получили возможность скачать модификации, заменяющие модели персонажей, автомобилей и оружия, улучшающие текстуры и даже насылающие на Вайс-Сити нашествие зомби.

За счет передовой графики, затягивающего геймплея и полного возможностей открытого мира Grand Theft Auto: Vice City пользовалась огромным успехом, став самой продаваемой игрой 2002 года.

GTA Advance (2004)

-11

В 2004 году на портативной консоли Game Boy Advance эксклюзивно вышла своя игра из серии GTA, с видом сверху как в ранних выпусках. Сюжетно она являлась предысторией GTA III, действие ее разворачивалось в Либерти-Сити.

Grand Theft Auto: San Andreas (2004)

-12

В этом же, 2004 году на «большие» платформы пожаловала GTA: San Andreas – игра, которая до сих пор пользуется популярностью, несмотря на существование более поздних частей франшизы.

San Andreas предлагала игрокам окунуться в атмосферу 90-х: главным героем стал чернокожий гангстер по имени Карл «Си-Джей» Джонсон, а действие разворачивалось аж в трех городах – Лос-Сантосе (Лос-Анджелес), Сан-Фиерро (Сан-Франциско) и Лас-Вентурасе (Лас-Вегас).

Трейлер

Ремастер

Grand Theft Auto: San Andreas подарила аудитории захватывающий криминальный сюжет с отличным актерами (в числе которых, например, Сэмюэл Л. Джексон, Джеймс Вудс и The Game) и колоритными персонажами, огромный открытый мир с невероятным количеством активностей и секретов, а также множество геймплейных нововведений, включая возможность растолстеть или стать более мускулистым, поучаствовать в войне банд и полетать на джетпаке. Кроме того, главный герой наконец-то научился плавать и нырять, избавив игроков от гидрофобии из прошлых частей.

Это интересно: В San Andreas главный герой по ходу сюжета встречал протагониста GTA III, Клода, который, после поражения в уличной гонке, уезжал вместе с бывшей девушкой Си-Джея Каталиной в Либерти-Сити, где и начинались его приключения.

-13

На консолях PS2 и Xbox San Andreas получила кооперативный режим, на ПК же благодаря мододелам появился полноценный мультиплеер. Наиболее популярным модом для сетевой игры является SA-MP, пользующийся успехом по сей день (в нем даже есть своя «Королевская битва»). С другими модами к игре вы можете ознакомиться в отдельной статье на нашем сайте.

Это интересно: В 2005 году вышел мод Hot Coffee, который разблокировал возможность совершать действия сексуального характера с подругами главного героя посредством мини-игры. Особую пикантность ситуации придавал тот факт, что модификация не добавляла в игру новый контент, а всего лишь активировала скрытые разработчиками механики. Из-за последовавшего скандала Rockstar Games была вынуждена временно снять GTA: San Andreas с продажи, изменить ее рейтинг на более взрослый и выпустить патч, который вырезал весь скрытый контент.

Но никакие скандалы не помешали San Andreas продаться рекордным тиражом и обеспечить издателю баснословную прибыль.

Grand Theft Auto: Liberty City Stories (2005)

-14

Пока Rockstar North (в прошлом DMA Design) трудилась над основной серией игр Grand Theft Auto, студии рангом пониже выпускали дополнительные проекты для портативных консолей. Такой игрой стала Liberty City Stories для PSP, которая предлагала игрокам снова окунуться в криминальную жизнь Либерти-Сити: протагонист по имени Тони Сиприани участвовал в разборках между итальянской мафией, латиноамериканскими бандами и китайской Триадой.

Grand Theft Auto: Vice City Stories (2006)

-15

Следующей «карманной» игрой стала Vice City Stories для все той же PSP. В соответствии с названием, действие разворачивалось в Вайс-Сити, а главным героем стал Виктор Вэнс, пытающийся наладить (не всегда честный) бизнес в насквозь пропитанном преступностью городе.

Grand Theft Auto IV (2008)

-16

В четвертой номерной части серии разработчики решили обратиться к славянской тематике: действие GTA IV разворачивалось вокруг иммигранта из Юго-Восточной Европы (предположительно, Сербии) Нико Беллика, который в 2008 году прибыл в Лос-Сантос на поиски лучшей жизни.

На месте оказалось, что кузен Нико Роман, который пел ему дифирамбы об «американской мечте», сам почти ничего не добился. Поэтому герою приходится встать на путь преступности, благо ветерану Югославской войны не привыкать к дракам и перестрелкам.

По очевидным причинам Grand Theft Auto IV была как никогда близкой геймерам с постсоветских просторов. Родной мат и вывески на русском языке в местном Брайтон-Бич (в игре район получил название Хоув-Бич), Баста и Ранетки на Vladivostok FM, знаменитое «Зачем жрать капусту, если есть картошка» – славянским колоритом был пропитан каждый пиксель изображения.

-17

Впрочем, не только этим могла похвастать «четверка».

  • Открытый мир, не такой большой, как в San Andreas (всего один город вместо трех), зато гораздо более проработанный и насыщенный (только в интернете можно было проводить целые часы, не говоря уже о боулинге или баре).
  • Интересный сюжет, где нашлось место и остросоциальной сатире, и вышибающей слезу драме.
  • Впечатляющая физическая модель, благодаря которой машины вели себя как настоящие, а тела персонажей подчинялись достоверной скелетной анимации.
  • Мультиплеер с большим выбором режимов.

Омрачала удовольствие лишь слабая оптимизация, особенно в РС-версии.

-18

Традиционно для серии, GTA IV продемонстрировала высокие продажи, а в 2009 году получила два крупных сюжетных дополнения The Lost and Damned и The Ballad of Gay Tony, первое из которых погружало игроков в будни байкерской банды, а второе окунало в ночную жизнь Либерти-Сити. Оба DLC рассказывали новые истории, но при этом частично раскрывали детали сюжета основной игры.

Grand Theft Auto: Chinatown Wars (2009)

-19

Портативные консоли Nintendo DS и PSP (а позднее – и мобильные устройства), в свою очередь, получили Chinatown Wars – игру из линейки GTA, которая отличалась видом сверху и сэл-шейдинг графикой. Действие происходило в Либерти-Сити, где выходец из Гонконга Хуан Ли выполнял задания триад.

Grand Theft Auto V (2013)

-20

Наконец, в 2013 году мир увидела GTA V, последняя на 2020 год игра серии. Сначала она вышла для консолей PS3 и Xbox 360, затем была портирована на PS4 и Xbox One, а в 2015 году добралась и до РС.

Трейлер

Многие ругают Grand Theft Auto V за упрощения в сравнении с четвертой частью: в Сети гуляют ролики, согласно которым игра проигрывает в плане физики, системы повреждений автомобилей, реакции NPC на действия игрока.

Но стоит отметить, что GTA V гораздо более масштабная, качественная и проработанная в сравнении с предшественницей, так что, если авторам чем-то и пришлось пожертвовать, на общем фоне эти жертвы выглядят незначительными.

-21

Итак, пятая номерная часть франшизы переносит игроков в Лос-Сантос 2013 года, где три главных героя – Майкл, Франклин и Тревор, волею судеб объединяются, чтобы провернуть несколько масштабных ограблений. Впервые в серии геймеры получили возможность свободно переключаться между персонажами, включать вид от первого лица, использовать уникальные навыки, кастомизировать оружие.

-22

Кроме продолжительной сюжетной кампании и огромного мира, заполненного самыми разными активностями, отсылками и секретами, GTA V получила также отдельный онлайн режим, получивший название GTA Online. Благодаря ему игроки могут развлекаться в многопользовательских сессиях, выполняя различные задания или же просто устраивая хаос на улицах Лос-Сантоса. Rockstar регулярно пополняет GTA Online свежим контентом, так что недостатка в интересных миссиях здесь нет.

-23

Работа над онлайн режимом повлияла на планы игроделов относительно выпуска сюжетных дополнений к GTA V, которые в результате были отменены, что, конечно же, пришлось не по нраву тем, кто покупал игру ради интересной истории. Тем не менее на продажи это не повлияло: проект показал самые большие продажи во всей линейке, а его тираж на всех платформах превысил 100 млн копий.

Rockstar Games – студия, которая задает тренды

-24

Рассказывая о GTA, нельзя не упомянуть о людях, которые работают над этой франшизой. Во главе Rockstar Games стоят братья Дэн и Сэм Хаузеры – талантливые сценаристы, продюсеры и разработчики видеоигр. Это благодаря их сценариям мы наслаждаемся увлекательными историями в GTA (а также RDR, Bully, Max Payne 3 и других играх). Это их идеи ложатся в основу изобретательных геймплейных механик в вышеупомянутых проектах. Наконец, это их (и еще сотен сотрудников) кропотливая работа возвела Rockstar Games, в соответствии с названием студии, в ранг настоящей рок-звезды игровой индустрии.

КОММЕНТИРУЙТЕ ЭТУ СТАТЬЮ!