Найти тему

Как подавать документы в суд онлайн

Оглавление

Весной 2020 года стало понятно, что без цифровизации в российской правовой системе уже не обойтись. Во время пандемии СМИ сообщили:Верховный суд РФ разрешил подавать документы в суды онлайн. Хотя такая возможность была и раньше, подробности – далее.

В России подавать документы в суд в электронном виде можно с 2016 года. Именно тогда на федеральном уровне приняли нормы, которые закрепились в 220-ФЗПорядке № 46-П Верховного суда РФ и приказах № 251 и № 252. Кроме того, в разное время вносились изменения в кодексы: гражданский (ГПК РФ), арбитражный (АПК РФ), уголовный (УПК РФ), административного судопроизводства (КАС РФ). Сама же система представления документов в электронном виде начала полноценно работать в 2017 году.  

Плюсы представления документов онлайн

Подавать документы в суд в электронном виде удобно и безопасно. Хотя это ещё не всё, преимуществ у такого способа намного больше. Вот самые очевидные:

  • Подача и приём документов проходят намного быстрее. Это особенно важно, когда второй участник спора и суд находятся в другом регионе.
  • Все документы, представленные через интернет, хранятся в единой системе. Это позволяет сотрудникам суда находить их буквально в два клика.
  • Нет рисков, связанных с пересылкой документов. Они не теряются, а передача онлайн не требует дополнительных затрат.
  • Документы можно представлять в любое время суток, а не только в дневные часы и будни.
  • Реальную работу суда с документами и их статус отслеживать онлайн.

И наконец, подача документов через интернет, как и онлайн-трансляции заседаний, – это первый шаг к цифровизации правосудия в России. Её цель – ускорить рассмотрение дел, повысить качество работы судов, а также лояльность граждан и бизнеса к правовой системе в целом.

Отправляем документы в суд. Какие можно и в каком виде?

Разрешено представлять в электронном виде процессуальные документы: иски, возражения, заявления, жалобы и т.д. Также в безбумажном варианте стороны могут направить приложения: доверенности, подтверждения письменных договорённостей (email-переписка), копии документов-доказательств, если суд не запрашивает их в оригинале.

Направить через интернет документы можно, если это:

  • скан-копия бумажного подлинника, то есть электронный образ документа. Перед отправкой копию нужно заверить простой или усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП);
  • электронный оригинал, подписанный УКЭП.

Часть электронных документов создаются автоматически – в системе при обращении в суд. Например, это может быть электронный иск или ходатайство. Его также нужно подписать УКЭП. Если же вы создали такой документ не в специальной системе, а заранее, то он расценивается как скан-копия, или электронный образ.

При представлении электронных документов в суд через интернет нужно соблюсти технические условия:

  • сохранить в требуемом формате (DOC/DOCX,  XLS/ XLSX, PDF, RTF, ODT, JPEG /JPG, PNG, TIFF);
  • максимальный размер файла – 30 Мб включительно;
  • в названии каждого файла нужно прописать наименование документа и указать количество листов в нём;
  • нельзя пользоваться средствами, которые защищают документ от печати и/или копирования;
  • нужно применять отсоединённую электронную подпись.

Что касается электронных образов, то здесь важно соблюсти масштаб сканирования (один к одному). Скан-копия может быть черно-белой или цветной, если это важно для дальнейшего рассмотрения. Но самое главное – дожны хорошо «читаться» все реквизиты, печати, подписи и другие элементы документа. В остальном применяются те же правила, что и для электронных документов: формат – PDF, размер – максимум 30 Мб, название включает наименование документа и количество листов в нём, электронная подпись – отсоединённая.

Выбираем систему: ГАС «Правосудие» или «Мой арбитр»?

Если вы планируете представить документы в суд онлайн, то нужно определиться с системой, через которую это делать. Если спор – юрисдикция арбитражного суда, то применяется система «Мой арбитр». Если нужен мировой суд или суд общей юрисдикции, то ГАС «Правосудие».

  • Арбитражные дела. Чтобы войти в систему «Мой арбитр», нужно авторизоваться. Для этого понадобится утверждённая запись на Госуслугах. Данные оттуда сохранятся в системе, их можно скорректировать или дополнить в личном кабинете. После входа нужно выбрать раздел («Документы по делам», «Банкротство» и т.д.) и сфомрировать обращение, следуя подсказкам. Затем надо подписать обращение с помощью УКЭП и отправить в суд. Статус документа всегда можно проследить в личном кабинете.
  • Другие споры. Чтобы войти в систему ГАС «Правосудие», обзаведитесь «учёткой» на Госуслугах. Авторизуйтесь через неё. Воспользуйтесь спецстраницей для отправки документов, перейдите на вкладку «Новое обращение», выберите вид судопроизводства (уголовное, гражданское или административное) и нажмите «Сформировать заявление». Как только заполните данные, можно отправлять. Статус заявления, как и в системе «Мой арбитр», отслеживается в личном кабинете.

Как видите, сложностей в работе с системами немного. Главное – соблюдать требования законодательства, и тогда никаких проблем с подачей документов онлайн не будет.

***

Мы в Telegram: https://t.me/+SBE1-cVvUUM0Mzky