Почти каждый российский император, помимо огромной свиты и других приближенных лиц, имел и собственного архитектора. Вспоминаем изысканные проекты придворных любимцев.
Александр I и Карл Росси
В Александровскую эпоху одним из наиболее влиятельных архитекторов Петербурга был итальянец Карл Росси. Выдающимися его работами стали ансамбль Михайловского дворца и площадь перед ним, Дворцовая площадь со зданием Главного штаба, Сенатская площадь со зданиями Сената и Синода, а также Александринский театр с площадью перед ним и улицей рядом (сегодня она носит имя зодчего Росси). В 1820-е годы Росси был самым высокооплачиваемым архитектором Петербурга — он получал 15000 рублей в год. Его авторитет признавали не только в России, но и за рубежом: в частности, пригласили преподавать во Флорентийской академии художеств. Со смертью Александра I положение Росси при дворе сильно пошатнулось — он не сошелся с окружением Николая I, в 1832-м ушел в отставку, а в 1849 году умер практически в нищете.
Николай I и Андрей Штакеншнейдер
Андрей Штакеншнейдер начал свой путь простым чертежником в Комитете строений и гидравлических работ. Работал под руководством Монферрана на строительстве Исаакиевского собора, потом получил свой первый заказ — реконструкцию усадьбы Бенкендорфа под Ревелем. После этого Штакеншнейдера заметили приближенные императора и представили при дворе. Первое время он работал у великого князя Михаила Павловича на Каменном острове, позже уже для Николая I построил в Петергофе Собственную его Величества Дачу, Фермерский дворец, Царицын и Ольгин павильоны. Для царской семьи архитектор также возвел Ново-Михайловский и Николаевский дворцы, перестраивал залы Зимнего дворца и Малого Эрмитажа. При Николае I Штакеншнейдер был одним из самых высокооплачиваемых и влиятельных архитекторов. Его дом на Миллионной улице стал своеобразным культурным центром города, где собиралась интеллектуальная элита — Иван Тургенев, Федор Достоевский, Иван Айвазовский и другие.
Александр II и Ипполит Монигетти
Во время царствования Александра II его придворным зодчим был швейцарец Ипполит Монигетти. Будучи главным архитектором Императорских Царскосельских дворцов, он построил в парке Турецкую баню. Позже архитектор работал в Крымской резиденции императора в Ливадии, перестраивал Аничков дворец для наследника престола — великого князя Александра Александровича (будущего Александра III). Ипполит Монигетти был не только талантливым архитектором, но и великолепным орнаменталистом — он создавал рисунки для посуды и церковной утвари.
Николай II и Сильвио Данини
Сильвио Данини был последним придворным архитектором императорской семьи. Приближенным к Николаю II зодчим он стал после того, как перестроил Знаменскую церковь в Царском Селе, чем и обратил на себя внимание. Главными проектами Данини были перестройка правого крыла Александровского дворца под покои Николая II, а также работа по обустройству местного парка: он возводил мосты и декоративные садовые памятники. Впрочем, работал архитектор не только по заказу императорской семьи: в том же Царском Селе Данини построил особняк Кокорева в стиле модерн, школу нянь, Дом призрения увечных воинов и другие здания. Данини намного пережил своего патрона — несмотря на близость к царской семье, репрессиям в советское время он не подвергся и умер в 1942 году в блокадном Ленинграде.
Автор: Лидия Утёмова