В «Великолепном веке» Сулейман бросает Хюррем тёмно-сиреневый платок. Это «пропускной билет» одалиски на одну ночь с султаном. Перед девушкой открылся легендарный «Золотой путь» в покои Падишаха. Читайте в этой статье, как было на самом деле, и могла ли Александра отказаться от приглашения на хальвет?
Вернёмся на 6-8 веков назад
Предки турков в Центральной Азии называли маленький платок «улату». У сельджуков и османов он украшал костюм хозяев и подчёркивал их достаток. Ткань, конечно, была льняная, а не шёлковая, как в сериале. В музее Топкапы есть огромное количество платков: носовые, траурные, для церемоний, от пота и пр. Взгляните на миниатюру прадеда Сулеймана – Мехмеда Фатиха. Он тоже держит в руке белый платок, т. е. 500 лет назад этот атрибут в гардеробе султанов уже имел место быть!
Так есть ли связь между платком и хальветом?
Писатель Явуз Бахадироглу утверждает, что Сулейман никогда не бросал платки перед пленницами! В своих статьях он объясняет: «Грубо говорить «Я выбрал тебя». А османское общество – исключительно мягкое общество!». Наложниц в 16 веке посылала к сыну валиде, которую сыграла Небахат Чехре. Смеющуюся Александру, по сюжету, «заметил» Ибрагим-паша. Но он мог её только «заметить», а не раздавать приказы евнухам! Причём господин Бахадироглу опровергает и танцы в гареме: «Это стыд! Большинство людей, работающих во дворце, не видели цвета глаз султана. Поднять голову при нём было большой невежливостью».
У западных историков рабыни Топкапы только музицировали, развлекались, танцевали и изредка рожали наследников. Но один из европейцев при дворе Сулеймана писал: «Единственный человек, который не свободен в Империи – это сам султан! Он не может выбрать свою работу. Он не может выбрать себе жену. Он не может идти один на прогулку». Под «женой» имеется в виду и возлюбленная. Хотя здесь Кануни не посмотрел на обычаи и вступил в брак с Роксоланой.
Могла ли Роксолана отказаться от хальвета?
Не каждая невольница, оторванная от семьи и дома, послушно шла к султану. Османы давали женщине право «отвергнуть» любого мужчину, даже если тот был Падишахом. О «человечности раба» они почему-то не забывали. Хозяева-завоеватели как бы «уточняли»: «Есть согласие?». Но за отказ, разумеется, грозило «позорное» наказание! Нет, не казнь. Всего лишь «штраф» в виде ударов хлыста. Рабыня после этого продолжала жить в гареме. Если бы Александре не понравился султан и если бы её не прельстили разговоры Нигяр-калфы о роскошной жизни фаворитки, то новенькую в гареме ждала бы точно такая же участь!
Жмите лайк, если статья была интересной!