Одна из самых необычных арктических традиций: каждый год в районе Северного полюса в течение примерно месяца работает дрейфующий лагерь “Барнео”.
Название как бы отсылает к острову Борнео в Малайзии, в Юго-Восточной Азии, где средняя температура 30 градусов жары - а в арктическом лагере средняя температура тоже 30, только минус.
“Барнео” ежегодно становится научным и туристическим центром в Арктике. Туда приезжают ученые и любители эстремальных видов спорта.
Экстемалы ныряют в морские глубины, совершают прыжки с парашютом. Впрочем, “Барнео” - это скорее развлечение, а тем временем все больше сообщений и о настоящем освоении Арктики.
Раньше полярники жили на дрейфующих станциях - но из-за таяния арктических льдов станции порой приходось срочно эвакуировать. Людей вывозили на большую землю на ледоколах и самолетах. И не надеясь на прочность льда, ученые сейчас используют не дрейфующие станции, а специальные суда с научным оборудованием.
В общем, в новых формах Россия возвращается в Арктику. Но пока это совсем не такие масштабы, как было когда-то.
Столетие назад, в 20-е- 30-е годы, идея освоения Арктики была так же популярна, как позже полеты в космос. Полярники были национальными героями - о них снимали фильмы, в их честь придумавали новые советские имена типа Оюшминальд (Отто Юльевич Шмидт на льдине).
Академик Шмидт считался главным специалистом по освоению Арктики, и в его честь придумывали не только имена, но и многочисленные шутки - это было одним из любимых развлечений полярников. Журнал Story рассказывал, как в 1946 году в Москву вдруг стали приходить кучи телеграмм из северных аэропортов с просьбой прислать “часы со Шмидтом” - оказалось, что шутники с одного из самолетов рассказали во всех этих аэропортах, что принято решение выпустить уникальные часы: в циферблате сделают окошечко, из которого каждый час будет выглядывать голова Шмидта и сообщать время.
Появлялись все новые научно фантастические романы, в которых говорилось не о других планетах, а об освоении зоны вечной мерзлоты. Например, в одном из романов Александра Беляева американец приезжает в советскую Арктику - там он видит удивительный корабль-вездеход "Тайга" и подземные сады, а домой в США он едет по железной дороге.
И действительно был план строительства такой дороги: с фантастическими романами соперничали по выдумке и различные технические проекты освоения Арктики. Выдвигались самые экзотические проекты по развитию северных территорий, по изменению климата, и во многих из них фигурировал Берингов пролив.
Например, появилась идея перегородить Берингов пролив – это заблокирует холодные воды, и на Дальнем Востоке станет теплее. И вот на этой плотине через пролив предполагалось построить города и железнодорожные пути, которые соединили бы нашу страну с Америкой.
Тогда мы еще дружили с американцами, и Сталин их даже ставил в пример: “Американская деловитость – это та неукротимая сила, которая не знает и не признают преград, которая размывает своей деловитой настойчивостью все и всякие препятствия”. Ему же приписывали и шутку – что Бог бережет пьяных, детей и американцев.
Рассматривались также идеи изменить течение сибирских рек . Предполагалось перенаправить реки так, чтобы от них было больше пользы.
Но пока грандиозные проекты сталинской эпохи так и остаются утопией, и они существуют лишь на страницах фантастических романов…