Еще до запуска в серию «Королевского тигра» сумрачный германский гений задумался, а не сделать ли на его базе самоходку. Противотанковую. Сделать! Но уж сделать, так сделать. Чтоб ни у кого такой!.. Чтобы броня и орудие!.. «Королевский тигр» оснащался 88-мм Kw.K. 43 L/71 с прекрасной баллистикой. Следующим калибром, состоящим на вооружении Вермахта, был 105 мм. Конструкторы фирмы «Хеншель» решили его перепрыгнуть и вооружить САУ 128-мм перспективным противотанковым орудием с длиной ствола 55 калибров. На броне тоже экономить не стали. Нижний лобовой лист корпуса 100 мм, верхний – 150, лобовой лист рубки – 250 мм. Правда, борта были всего по 80 мм при малом наклоне.
Уже 20 октября 1943 года деревянный макет новой САУ в натуральную величину показали Гитлеру. Он любил все большое и остался очень доволен.
Ходовая часть машины, взятая от «Королевского тигра», претерпела лишь незначительные изменения. Из-за возросшей отдачи орудия ее пришлось удлинить на 260 мм. Двигатель также остался прежним: 700-сильный «Майбах». Однако масса машины, по сравнению с танком, выросла на пять тонн и составила 75,2 т.
Пришлось отказаться от привычного крепления орудия к переднему броневому листу рубки – сказались масса и отдача. Пушка была прикреплена с помощью специальных ферм к полу боевого отделения, что также сказалось на весе машины.
Серийное производство в июле 1944 было развернуто на заводе «Нибелунгенверке» в австрийском Сент-Валентине. Однако бомбы союзников постоянно срывали плановые темпы. Всего удалось выпустить 79 «Ягдтигров». В марте 1945 завод был разбомблен, и производство практически остановилось. В апреле было выпущено всего четыре САУ.
Все «Ягдтигры поступали на вооружение 512-го и 653-го батальонов тяжелых истребителей танков. Первым в бой в составе 14 САУ пошел 653-й в декабре 1944 в Арденнах. Пошел, но не дошел. К линии фронта было доставлено всего 6 машин. Но из-за поломок в боях они не участвовали. В январе 45-го батальон принял участие в наступлении в Эльзасе. 4 января близ городка Римлинг три самоходки встали в засаде. Но американцы их заметили прежде, чем они успели выстрелить. Американская САУ М36 подобралась с фланга и выстрелом в борт подбила один «Ягдтигр». Сдетонировал боекомплект. Оставшиеся два предпочли сбежать с поля боя.
На 1 февраля 1945 в батальоне насчитывалось 22 боеготовых САУ, еще 19 находились в ремонте. 7 из них пришлось взорвать при отходе ввиду невозможности транспортировки.
22 марта взвод из трех «Ягдтигров» разгромил колонну американских танков и САУ у Нойштадта, заявив об уничтожении 23 машин. На самом деле американцы потеряли всего два танка. Немцы же отступили в Нойштат, где два «Ягдтигра» сломались и были брошены экипажами.
Другой взвод «Ягдтигров» в бою у города Бель-Иггельхайм заявил об уничтожении девяти танков. Но огнем тяжелой артиллерии американцев одна САУ была подбита, другая поломалась при отходе и была взорвана. К 30 марта в батальоне осталось 28 машин (вместе с неисправными). В последующие дни 10 машин было взорвано или просто брошено из-за неисправностей, еще одна утонула – не выдержал мост.
В середине апреля 653-й батальон переброшен в Австрию, имея в составе только 17 САУ. Пополнен четырьмя новыми «Ягдтиграми». Последние бои вел в районе Линца. 5 мая часть батальона сдалась советским войскам, другой части удалось прорваться и сдаться американцам.
512-й батальон вступил в бой в марте 45-го. 1-я рота 10 марта отличилась в боях у Ремагена, расстреливая «Шерманы» с дистанции 2,5 км. Позже в роту добавили САУ StuG III и танки Pz.IV. В таком виде она заняла позиции на рубеже реки Рур. Там роте удалось разгромить американскую колонну, уничтожив 11 танков и до 50 единиц другой техники, потеряв один «Ягдтигр» от действий вражеской авиации. 16 апреля 1-я рота в составе шести «Ягдтигров» сдалась американцам.
2-я рота потеряла два «Ягдтигра» от удара авиации еще при движении к линии фронта 8 марта. Через пару дней авиация уничтожила еще одну машину. Сообщается, что в боях в Рурском котле «Ягдтиграм» второй роты только за один день удалось подбить 15 американских танков, а всего в боях 40-45 танков. 15 апреля остатки роты сдались американцам.
3-я рота с десятью «Ягдтиграми» на начало апреля все еще проходила обучение. Об ее участии в боях сведений не найдено.
Итак, 79 «Ягдтигров» Германию не спасли. А темпы наступления союзных войск замедлили? Возможно. Сколько вражеских танков они уничтожили? Сто? Вряд ли больше. Потери чуть ли не один к одному. А сколько «Шерманов» и Т-34 за это же время набили StuG III, «Хетцеры» и «Мардеры»? Тысячи. Между тем, каждый «Ягдтигр» - это 75 тонн дефицитной броневой стали, из которой можно было бы сделать 5 «Хетцеров». Понятно, что попасть «на мушку» к такому чудищу!.. Но это скорее несчастливое совпадение. Оружие должно быть там, где оно требуется, и в должном количестве. Если низкая надежность не позволяет быстро перебросить технику на угрожаемый участок, то зачем такая техника нужна. Скорость движения «Ягдтигра» не превышала 15 км/ч. Разгоняться быстрее, даже ненадолго, означало неминуемую поломку двигателя, трансмиссии или ходовой части. 128-мм орудие гарантированно поражало любой из имеющихся танков союзников на расстоянии до 3 км. Но то же самое делали пушки калибром 88-мм на дистанциях реального боя. Кстати, из-за нехватки 128-мм орудий, четыре «Ягдтигра» были оснащены 88-мм орудием.
В СССР тоже создавались тяжелые САУ с орудиями 122 и 152 мм. Но борьба с танками для них – только одна из задач. Их хоть и прозвали «зверобоями», но создавались они для прорыва укреплений. И весили они не 75 тонн, сохраняя подвижность и эксплуатационную надежность.
Остается признать, что «Ягдтигр» - дорогой, трудо- и металлоемкий и, в целом, бесполезный проект, как и многие проекты чудо-оружия агонизирующей Германии.
Фото из открытых источников