Найти в Дзене
Sunny Blues

Лучшие рок-песни, сюжеты которых взяты из книг

Оглавление

Многие рок-группы - от The Beatles до Рика Уэйкмана, от Metallica до Rolling Stones - вдохновляли на творчество их любимые книги.

Джон и Йоко
Джон и Йоко

На заре цивилизации многие повествования были песнями: знаменитые эпосы Гомера «Илиада» и «Одиссея» первоначально исполнялись под лютню и сложилась определённая традиция устной передачи произведения. Значительно позже они были записаны и напечатаны одними из первых в мире. Постепенно авторы песен расширили свой диапазон, отойдя от мифологии для того, чтобы пересказывать народные сказки, а также передавать новости - иногда они просто брали статьи из газет и превращали их в песни.

С появлением рок-музыки и по мере того, как она достигла совершеннолетия, ее амбиции росли, и большие идеи в литературе начали постепенно влиять на большие идеи в записи.

Когда The Beatles записывали Tomorrow Never Knows, эпохальную заключительную композицию к альбому Revolver, Джон Леннон отталкивался от книги Тимоти Лири, Ральфа Мецнера и Ричарда Альперта «Психоделический опыт: руководство на основе тибетской книги мертвых», которая советовала читателям «выключить ум, расслабиться и плыть вниз по течению».

Семь лет спустя, в 1973 году, во время записи своего четвертого студийного альбома, у Леннона под рукой была еще одна просветляющая публикация - Роберта Мастерс и Джин Хьюстон «Игры разума (Mind Games): Путеводитель по внутреннему пространству», которую он использовал для заглавной песни альбома.

В том же году у Дэвида Боуи были собственные амбициозные планы: он надеялся превратить «1984» Джорджа Оруэлла в живую театральную постановку. Семейство Оруэллов отказало ему в правах на эту историю, но отголоски этой идеи нашли отражение в альбоме Боуи Diamond Dogs 1974 года, в песнях We Are The Dead, 1984 и Big Brother.

«1984», написанный в 1949 году, был последним произведением Оруэлла, а за четыре года до этого он закончил роман «Ферма животных» (в русском издании - Скотный двор), который непосредственно вдохновил рок-музыкантов на создание большого количества песен (среди них Disturbance At The Heron House группы REM, Animal Farm Хейзел О'Коннор и альбом Animals 1977 года группы Pink Floyd).

Антиутопические идеи о будущем, подобные тем, которые описаны в «1984», постоянно находят отклик у музыкантов самых разных жанров. Гэри Нуман был сильно увлечен научно-фантастическими работами Филипа К. Дика, особенно Do Androids Dream Of Electric Sheep? (Мечтают ли андроиды об электрических овцах?). Результатом стала классика новой волны - электро-попа Are Friends Electric?

Другая новая волна - "Новая волна британского хэви метал" - также не обошла стороной литературный жанр - гиганты хэви Iron Maiden "переработали" Brave New World Олдоса Хаксли в шестиминутную эпопею на своем одноименном альбоме 2000 года.

Амбиции прог-рока, кажущегося наиболее естественным соратникам литературы, разумеется, также подпитываются её высокими идеалами.

Длинная заглавная песня к революционному альбому 1976 года 2112 группы Rush была основана на книге Айна Рэнда Anthem (в аннотациях к альбому выражена признательность "гению" Рэнда), в которой описан мир, управляемый Жрецами Храма Сиринкса.

Gentle Giant обратился к еще более "смурному" источнику для Pantagruel’s Nativity, вступительного трека к их релизу 1971 года Acquiring The Taste, черпая вдохновение из серии романов Франсуа Рабле «Жизнь Гаргантюа и Пантагрюэля» - к которым они ещё вернутся позже.

Но зачем же останавливаться на одном треке или на одной стороне винила, когда в вашем распоряжении целый альбом? Или двойной альбом, если вы Джефф Уэйн, чья инсценировка «Войны миров» описала разрушение земной цивилизации соответствующей театрализованной музыкой. Cингл Forever Autumn в вокальном исполнении Джастин Хейворда из группы The Moody Blues попал в британский Топ 5.

Рик Уэйкман, тем временем, совершил путешествие к центру Земли (Journey To The Centre Of The Earth) в 1974 году с Лондонским симфоническим оркестром и романом Жюля Верна 1864 года в качестве путеводителя.

В следующем году Camel выпустили по большей части инструментальную версию повести Пола Гэллико 1941 года The Snow Goose (Снежный гусь).

Идея Camel явилась продолжением их предыдущего альбома Mirage, для которого они записали сюиту Nimrodel / The Procession / The White Rider по мотивам «Властелина колец» Дж. Р. Р. Толкиена.

Однако они не были первой группой, которая нашла вдохновение в фэнтезийной трилогии Толкиена: Led Zeppelin основали Ramble On из своего второго альбома 1969 года на странствиях Фродо. А затем вернулись к трилогии в песне The Battle Of Evermore на четвертом альбоме, где Сэнди Денни образовала вокальный дуэт с Робертом Плантом.

Роберт и Сэнди
Роберт и Сэнди

Genesis в 1976 году также обратились к литературе. Об этом и ещё о многих рок-произведениях, появившихся на основе любимых книг музыкантов - в следующей статье.

Подписаться!

Читать также: